UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 25 января 2003 года №12-13



В казнокрадстве не замечены


За 355 лет со дня основания, 206 лет с момента создания губернии и 60 лет образования области Симбирск-Ульяновск имеет свое сегодняшнее лицо, проблемы, настроение во многом благодаря возглавлявшим его воеводам, губернаторам, комиссарам, первым секретарям, главам администраций. Одни из них оставили после себя добрую память и построенные железные и мощеные дороги, больницы, мемориальные комплексы, другие вспоминаются в связи с пожарами, уничтожавшими город, разрушением соборов, пьянством и кутежами. Юбилей - хороший повод вспомнить людей, от которых в первую очередь зависела жизнь симбирян-ульяновцев. Почти все они, кстати, были приезжими.
Местные до первого чина редко вырастали. В дореволюционной истории была практика губернатора назначать, и не надолго, чтобы его высокопревосходительство не успел завязнуть в личных связях. Поэтому иногородние начальники, привыкая, наблюдали за житием своей губернии сверху, не зная ее изнутри. С 1796 года, когда была образована губерния, по 1917 год в Симбирске сменилось 34 губернатора. И только при четверых из них народу жилось более-менее сносно. В начале XIX века губернатор Алексей Долгорукий заложил здесь основы суконной промышленности, добился выгодных заказов, армия получала из губернии треть всех сшитых солдатских шинелей. Коль развивалась экономика, и народу было легче прокормиться. Следующие приличные губернаторы в Симбирске появились только в конце XIX века - это были Владимир Николаевич Акинфов, Александр Степанович Ключарев, Николай Павлович Долгово-Сабуров. Они до октябрьской революции 1917 года способствовали развитию губернии, при этом не слишком притесняя население. Но о них чуть позже.
Были и персонажи, с которых вполне мог срисовать своих генерал-губернаторов Салтыков-Щедрин. Александр Федорович Лукьянович (губернаторствовал в 1821-1826 годах), например, был сибарит, большой хлебосол, любил поспать, увильнуть от работы. Ранее он командовал мариупольским гусарским полком. О нем сохранился такой анекдот. В одно прекрасное утро сидел он в своем кабинете, мечтал о предстоящем пикнике, как увидал входящего секретаря с огромной кипой бумаг для подписи. Недовольный таким визитом, Лукьянович выговорил секретарю: "Что же вы, Яким Сергеевич, бумаги-то все ко мне да ко мне, а деньги-то все себе да себе. Так возьмите же и бумаги себе". Всеми делами губернатора занимался его секретарь.
Если Министерству внутренних дел, которому подчинялись губернаторы, становились известны промахи начальников, их штрафовали. Например, Александр Михайлович Загряжский был подвергнут штрафу за утверждение ошибочного приговора судебной палаты. Расплачивался губернатор не из казны, а из собственного кармана. С Загряжским связаны имена двух великих писателей: у него останавливался Александр Сергеевич Пушкин и в молодости в его канцелярии служил Иван Александрович Гончаров.
В воровстве за руку никто из губернаторов пойман не был, хотя историки подозревают в казнокрадстве многих. На Александра Васильевича Толстого, например, было заведено несколько дел по подозрению в хищениях. Но доказать его непосредственную вину не удалось.
Александра Васильевича (1797-1799), прямого родственника всех писателей Толстых, принято считать первым губернатором Симбирска. Ярких воспоминаний о своей деятельности он не оставил, работал в строгих циркулярных рамках, инициативу не проявлял. Словом, губернатор Толстой был просто функционером.
Но если быть исторически точными, то первым начальником губернии в 1797 году стал Александр Дмитриевич Карпов, который с образованием губернии из кресла правителя наместничества плавно пересел в губернаторское. Но просидел в нем всего полгода.
Князь Алексей Алексеевич Долгорукий (1808-1815) был из прогрессивных правителей. При нем шло формирование народного ополчения на Отечественную войну. Он лично следил за военными сборами, так как помещики норовили отправить на войну убогих, покалеченных, одноглазых - все равно на гибель. Долгорукий таких браковал и отправлял обратно, взывая к совести дворян, чтобы помогли отечеству лучшим, что у них есть.
О губернаторе Иване Степановиче Жиркевиче (1835-1836) осталась слава как о самом неподкупном, благородном правителе. Однако, по словам архивистов, это мнение утвердилось благодаря мемуарам самого Жиркевича, в которых он выставил себя с самой выгодной стороны. Жиркевича направили в Симбирск с напутствием подготовить удельных крестьян к предстоящим реформам. Но губернатор не имел даже понятия, кто такие удельные крестьяне. Жиркевич был честным губернатором, рассказывают, что однажды его застали в погоне за канцелярским служкой, которого он хотел лично побить за обман. У Ивана Степановича были порывы искоренить зло, сделать жизнь губернии лучше, но он не знал, как этого добиться, и "получалось, как всегда". При нем в губернии возникали постоянные конфликты по тем или иным вопросам, и министерство решило, что проще устранить эти конфликты переводом Жиркевича на другое место службы.
Симбирск больше обязан внуку губернатора - Александру Владимировичу Жиркевичу - как военному юристу, коллекционеру, передавшему произведения искусства Художественному музею.
(Продолжение следует.)
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz