Зимой - у кого какая забота, а крестьянину, согласно пословице, нужно готовить телегу к лету. Но как ее готовить, если в карманах пусто. Второй подряд сверхурожайный год грозит пустить по миру и без того обнищавшее ульяновское село.
Избыток зерна в 2002 году уронил закупочные цены на него ниже некуда. Крестьяне остались с этой проблемой практически один на один. Не сделали погоды и правительственные зерновые интервенции: они были объявлены поздно и не сыграли на повышение, а за выделенные на это средства наши сельхозпроизводители смогли реализовать только двадцатую часть из более чем миллиона тонн своего урожая. Остальное, подготовленное на продажу, скупили за бесценок перекупщики и переработчики. Многие хозяйства даже не покрыли затрат на производство. Почти триста из 416 сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области закончили минувший год с убытками, которые в целом приблизились к 300 млн рублей. Кредиторская задолженность более чем в шесть раз превышает дебиторскую - такого ужасного соотношения не имеет, пожалуй, ни одна отрасль. Кстати, и простой потребитель от дешевого зерна ничего не выиграл: хлеб и крупа не подешевели, а гречка так и вовсе резко подорожала.
В результате беды крестьян, о которых уже сто раз написано - ветхость техники, нехватка ГСМ, семян, удобрений, средств защиты растений и т.д., - многократно усугубились. Вот и озимыми в области прошлой осенью засеяно на 100 гектаров меньше, чем в 2001-м году. Одна удача от этого - меньше вымерзнет, нынешняя зима - холодная и малоснежная, озимые сохраняются плохо. Но ведь и зябь осенью поднята всего на половине посевных площадей, значит, на весновспашку придется больше прежнего - а на какие шиши пахать? Депутаты областного Законодательного Собрания, например, считают, что весенне-полевые работы в Ульяновской области ставятся под угрозу срыва. ЗС в декабре даже специальное постановление приняло о критической ситуации в агропроме - не первое, надо сказать. В постановляющей части - два пункта: обеспечить господдержку сельских товаропроизводителей в установленные областными законами сроки и объемы, руководство сельским хозяйством и переработкой объединить в руках одного заместителя губернатора.
О том, что управление сельхозпроизводством и перерабатывающей промышленностью в нашей области зря разорвано, аграрии твердят давно. После отставки Ильинского место зама, отвечающего за потребительский комплекс, пока вакантно, и, возможно, губернатор решится-таки на слияние двух постов в единый агропромышленный. Тогда самое интересное - кого на эту должность назначат.
Теперь насчет полноценной господдержки. В облбюджете-2003 на помощь селу заложено 116,6 млн рублей. На свиноводство, семеноводство, племенное дело, подготовку кадров, соцсферу - на все. Есть еще 140 млн руб. на кредит по формированию регионального фонда зерна, но если следовать букве закона, то учитывать его бессмысленно - за прошлые годы крестьяне задолжали по этому кредиту намного больше. Долги, правда, можно списать или временно забыть. Однако главный вопрос не в том, получит ли село в срок обещанную на год помощь, а в том, достаточно ли ее. Видя нынешнюю мрачную картину в аграрном секторе, немедленно хочется сказать - недостаточно. Но ведь государство и не должно брать на себя все заботы крестьян. А вот тщательно изучить ситуацию, обеспечить условия для эффективного ведения сельхозпроизводства, просчитать, где и в чем от господдержки будет наибольшая польза, обязано. В Ульяновской области этого, увы, так и не сделано (хотя в 2001-м году было даже обещано разработать областную программу с невиданной рентабельностью сельского хозяйства). Трудоемкий процесс, кто спорит, но иначе - тупик. Иначе мы все время будем заливать кружкой жерло вулкана. Но это бесполезно. Надо сперва разобраться с объемами огня и воды.
Владимир ПУГАЧЕВ.