UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 10 июня 2004 года №84-85



ЮКОС причастен
к каждой шестой тонне хлеба


Интервью исполнительного вице-президента Компании ЮКОС-РМ А.Бурмистрова. Нефтяная Компания ЮКОС давно стала надежным партнером российских земледельцев в борьбе за урожай. Поставки ГСМ на село - приоритетное направление в деятельности Компании. Цены на топливо для агропромкомплекса, как правило, ниже рыночных. А в ходе нынешней весенней страды ЮКОС сделал еще один беспрецедентный шаг навстречу сельхозпроизводителям: было принято решение предоставить дополнительные скидки в 50 рублей с каждой тонны нефтепродуктов для предприятий АПК, работающих в рамках соглашений между Компанией и администрациями регионов.
Зачем это нужно успешной нефтяной Компании? И вообще, почему она давно и так тесно сотрудничает с российским селом, которое часто называют «черной дырой»? Выгодно ли это? Ведь сегодня внешний рынок, экспорт нефти куда как привлекательнее. На эти и другие вопросы в своем интервью отвечает исполнительный вице-президент ЗАО «ЮКОС-РМ» Александр Митрофанович Бурмистров. Именно ЮКОС-РМ занимается в «большом» ЮКОСе поставкой нефтепродуктов, производимых Компанией, на внутренний рынок, в том числе крестьянам.
- Александр Митрофанович, насколько известно, нефтяная Компания ЮКОС является лидером в части поставок нефтепродуктов на внутренний рынок страны. Вы поставляете топливо федеральным структурам, энергетикам, обеспечиваете северный завоз, владеете крупнейшей автозаправочной сетью страны. Где-то промелькнул лозунг, что каждый пятый автомобиль в стране ездит на топливе ЮКОСа. «Внушает!» - как говорил один из телевизионных героев последнего времени. Ну а какое место в структуре ваших поставок на внутренний рынок занимают сельхозпроизводители?
- Если пойти дальше в духе рекламных лозунгов, наверное, можно говорить о том, что каждая 6-я тонна хлеба в стране убрана с использованием ГСМ Компании.
- Тогда, если можно, поговорим с Вами о стратегии Компании в этом направлении. Не благотворительностью же вы занимаетесь, когда направляете миллионные объемы нефтепродуктов на село, известное, кроме всего прочего, постоянными проблемами с расчетами, с оплатой «живыми» деньгами, с зависимостью от климатических условий и т.д.
- ЮКОС, как это неоднократно подчеркивалось в заявлениях Компании, осознает свою ответственность за безусловное выполнение принятых на себя обязательств и обеспечение нефтепродуктами потребностей именно внутреннего рынка. Казалось бы с точки зрения бизнеса - неправильный шаг: нефть и нефтепродукты на мировом рынке сейчас в хорошей цене. Но ведь есть еще и стратегия развития Компании, прогноз ситуации будущего российского рынка, интегрированного в европейскую и мировую экономику. А сельхозтоваропроизводители - одна из наиболее существенных составляющих этого рынка наряду с федеральными заказчиками, энергетиками, рынком розничных продаж.
Взаимоотношения между ЮКОСом и сельскими потребителями с каждым годом расширяются. Это подтверждает и тот факт, что к нашим «традиционным» регионам, оценившим уровень сотрудничества с нашей Компанией и возможности, которые дает это сотрудничество, прибавляются каждый год новые партнеры. Сегодня ЮКОС осуществляет поставку нефтепродуктов для проведения сельскохозяйственных работ почти в 30 регионах России. В первую очередь это области Центрального Черноземья, юга России, Поволжья, Сибири, в которых наша Компания традиционно является основным поставщиком топлива.
- А как выглядят взаимоотношения Компании с региональной властью в отношении к АПК? Ведь не секрет, что для глав администраций многих регионов вопросы проведения весеннего сева и уборки урожая на подведомственной территории едва ли не самые принципиальные.
- Встречаясь с губернаторами краев и областей, руководителями, отвечающими за работу агропромышленного комплекса регионов, особенно тех, где наша Компания работает не так давно, можно выделить одну общую проблему, что для них, несмотря на многообразие предложений на рынке, по-прежнему остается актуальной проблема выбора надежного партнера, обладающего большим запасом прочности, готового решать проблемы исходя из интересов региона и перспективы совместного развития. А ведь своевременное и качественное проведение сельскохозяйственных работ во многом зависит от надежного обеспечения сельхозпроизводителей горючесмазочными материалами.
Для селян прямое сотрудничество с такой крупной нефтяной компанией, какой является ЮКОС, очень выгодно. ЮКОС строго соблюдает утвержденный график поставок нефтепродуктов, гарантирует высокое качество своего топлива, проводит взвешенную ценовую политику, учитывающую возможности каждого региона. Как правило, цены на топливо для АПК ниже рыночных. Недавно нами было принято решение о предоставлении дополнительной скидки в 50 руб. на тонну нефтепродуктов для предприятий АПК, работающих по соглашениям между Компанией и администрацией региона.
Чем еще выгодно сотрудничество с нами? Раньше, да подчас и сегодня, селяне самостоятельно договариваются о поставках ГСМ с различными коммерческими структурами, причем, как показывает практика, обычно аграрии оставались внакладе: нефтепродукты часто недопоставляли, за топливо забирали сельхозпродукцию по невыгодным для селян ценам. Тем не менее хозяйства шли на это, поскольку другого выхода у них не было. Как обходились хозяйства, какие цепочки выстраивали, чтобы техника хоть какое-то время работала, остается лишь догадываться. Мы же предлагаем качественно другой подход, основанный на принципе взаимовыгодного сотрудничества. Например, товарное кредитование. Только на сегодняшний день по прямым кредитам с сельхозтоваропроизводителями нами выделено нефтепродуктов на сумму более 300 млн рублей. Из них 100 млн - по Черноземным регионам, 180 млн - Самара и Мордовия, регионы Западной и Восточной Сибири - более 30.
- Перефразируя еще одно небезызвестное высказывание «будет хлеб - будет и песня», хочется спросить: роль какого инструмента вы отводите себе в удачно сыгранном оркестре?
- По-видимому, ударных инструментов. А если серьезно, то я и сам лично, и мои коллеги постоянно контактируем с главами администраций, руководителями АПК тех регионов, в которых работает Компания. В открытом диалоге обмениваемся мнениями, ищем приемлемые для сторон решения, стараемся учитывать интересы друг друга.
В течение марта-апреля наша Компания подписала соглашения о поставках нефтепродуктов на нужды АПК с администрациями 20 регионов страны. Подписанные соглашения направлены на обеспечение сельхозпроизводителей нефтепродуктами в требуемом объеме и ассортименте. То есть мы не просто поставляем топливо по принципу «возьмут - не возьмут». Совместно с регионами мы планируем объем поставок и, соответственно, объем нашего производства на год вперед. И у сельхозпроизводителей регионов есть уверенность в том, что в тот момент, когда, как говорится, день год кормит, им не придется в очередной раз метаться в поисках ГСМ, обращаясь к услугам разного рода посредников и перепродавцов.
В нашей схеме взаимоотношений с селянами региональные администрации играют очень важную роль. Благодаря их помощи многие сельские хозяйства, далеко не всегда располагающие свободными ресурсами для приобретения топлива, имеют возможность качественно и в срок провести полевые работы, не испытывая проблем с обеспечением ГСМ.
Недавно я встречался с рядом заместителей губернаторов, курирующих агропромышленный комплекс, и заверил их, что в тех областях и краях, где заключены соглашения, о которых речь шла выше, перебоев в поставке горючесмазочных материалов не будет. Для этих целей создан неприкосновенный запас. Фактически это «замороженные» деньги, но Компания пошла на этот шаг, чтобы создать удобства клиентам и обеспечить бесперебойную поставку продукции.
- Александр Митрофанович, складывается такое впечатление, что в ваших отношениях с селянами тишь да гладь, никаких проблем, понимаете друг друга с полуслова, доверяете друг другу... А ведь сельхозпроизводители для многих компаний традиционно являются проблемной зоной...
- Насчет доверия не ошибаетесь. А вот насчет проблем... Покривлю душой, если скажу, что все в наших отношениях безоблачно. Но сейчас это нормальные рабочие моменты, которые и решать надо в таком же порядке. Еще три-четыре года назад приходилось тяжеловато. Надо было объяснять селянам, а в большой степени отдельным руководителям регионов необходимость оплачивать поставленные на село нефтепродукты. У нас ведь какое отношение к ГСМ всегда было? Они всегда есть на ближайшей нефтебазе, откуда можно это топливо всегда получить, а рассчитаться - как получится.
Нам приходилось подробно с цифрами в руках доказывать, что это не наша прихоть - оплата за поставленное топливо «живыми деньгами». Таково требование времени, экономики, рыночных условий развития страны, наконец. Разрубив «суррогатный» узел неплатежей, страна сможет нормально развиваться, выплачивать достойные зарплаты и пенсии и инвестировать средства в производство и оборону, защищать свои интересы на мировой арене. Но, кроме таких глобальных мотивов, есть ведь и интересы людей, которые работают в нашей Компании - а это более ста тысяч сотрудников, - от продажи нефтепродуктов зависит, получат ли зарплаты десятки тысяч людей на нефтегазодобывающих предприятиях Сибири, нефтепереработчики Поволжья.
- Александр Митрофанович, а как выглядят конкретные цифры поставок топлива ЮКОСа селянам в нынешнем году?
- В этом году планируется, что российское село получит от ЮКОСа 1,1 миллиона тонн нефтепродуктов, что значительно больше, чем в прошлом. Основную часть этих объемов составят дизельное топливо, бензин А-76 и различные масла. Более того, Компания идет навстречу пожеланиям региональных администраций об опережающих поставках нефтепродуктов, необходимых для успешного проведения полевых работ.
Но не только миллионные объемы определяют значимость Компании для АПК страны. Например, принципиальные изменения внесены нами в программу региональной логистики. Ее суть в том, чтобы довезти продукт ЮКОСа до конечного потребителя, в том числе и до сельхозпроизводителей. Любое фермерское или сельскохозяйственное хозяйство вправе рассчитывать на то, что необходимое ему топливо будет доставлено региональным подразделением Компании. Надеюсь, что в скором времени - до поля, трактора, комбайна, если возникнет такая потребность.
- И еще один актуальный вопрос, касающийся повышения цен на нефтепродукты. В чем, на Ваш взгляд, причины этого?
- Традиционное для этого времени года увеличение спроса на топливо связано как с ростом потребления топлива промышленными предприятиями, агропромышленным комплексом, так и с повышением спроса со стороны автовладельцев, число которых только за прошлый год в целом по стране увеличилось на 10%. Растет спрос - растет цена, это закон рынка. Ну и, конечно же, - влияние мирового рынка. Посмотрите - цена даже российской нефти приближается сегодня к 40 долларам за баррель. Высокая мировая и внутрироссийская цена на нефть определяет и состояние рынка нефтепродуктов, в том числе и российского. Даже несмотря на то, что наша страна сегодня в недостаточной степени интегрирована в общеевропейское и мировое экономическое пространство, при разнице цен внутри страны и вне ее до 20% рост экспорта неизбежен.
Нефтяникам невыгодно задирать внутренние цены слишком высоко, так как в долгосрочной перспективе это приведет к замедлению экономического развития. В краткосрочной перспективе нефтяники могут выиграть, а в долгосрочной - проиграют. Крупные нефтекомпании формулируют свою политику исходя из долгосрочных интересов, которые в значительной мере совпадают с интересами государства - по американскому принципу: что хорошо для «General Motors» - то хорошо и для Америки.
- А как Вы прогнозируете дальнейшее развитие ситуации?
- Думаю, что после выхода на новый уровень цен компании на региональных рынках начнут бороться за покупателя, что приведет к медленному понижению цен относительно уровня равновесия, достигнутого после повышения цен в апреле-мае. В период летних отпусков и каникул, регулярных поездок на загородные дачи и участки возможно повышение цен на высокооктановые бензины. Как правило, в сентябре на эти виды топлива начинается понижение цен. В разгар уборочных работ можно ожидать повышение цен на дизтопливо и А-76/80.
В эти напряженные для сельхозпроизводителей дни вместе с сельскими механизаторами активно борется за урожай и нефтяная Компания ЮКОС. Она надежно обеспечивает их горючесмазочными материалами.
Беседовал Виктор Борисов.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz