Триумф, фурор, лучший оркестр России - эти слова норвежские пресса и публика адресовали Ульяновскому симфоническому оркестру во время гастролей в Скандинавии. Принимали музыкантов исключительно на бис.
Этой северной стране пришлось поверить, что помимо московских и петербургских оркестров в России существуют еще и провинциальные, причем ничем не хуже столичных.
Дождавшись возвращения УГА СО домой, мы тут же напросились на встречу с организатором гастро лей, музыковедом Ольгой Нецвета евой. И услышали захватывающий рассказ вернувшегося из путеше ствия человека.
Поездка была фантастической, начиная с кратчайших сроков подго товки и заканчивая приемом оркест ра, поделилась впечатлениями Оль га Нецветаева. Обычно подобные туры готовят года два, но дирижер и продюсер Эспен Селвик осилил мара фон за три месяца. Ульяновцы помнят, что норвежский музыкант к нам при езжал трижды, был тронут оказанным здесь приемом, решил доказать, что норвежцы не менее гостеприимны.
Для Селвика это было не коммерчес кое турне, скорее, благотворительный жест в пользу нашего оркестра.
Первый концерт УГАСО состоялся в Стокгольме, в зале, показавшемся внешне странноватым. Потом нам объяснили, что концертный зал вы долблен прямо в скале. Акустика была просто роскошной, Рахманинов, Чай ковский звучали грандиозно. Нас за ранее предупреждали, что шведская публика достаточно сдержанна, одна ко после последнего аккорда оркест ра зрители вскочили со своих мест и закричали "браво". Ульяновские му зыканты растопили даже холодную публику. Несомненно, нужно отдать должное Эспену Селвику, он весь свой темперамент передавал и нашему оркестру, "заполнял" его своим теплом, для него невозможно было играть иначе.
На такой высокой ноте нача лось турне УГАСО и продолжа лось все 10 дней. В Швеции концер ты прошли в двух городах, затем ор кестр переехал в Норвегию, где уль яновских музыкантов услышали жи тели семи городов. Играли в концер тных залах, костеле, на площадке студенческого городка, в поселке рыбаков Флёро на берегу моря, куда вообще впервые приехал симфони ческий оркестр, участвовали в еже годном фестивале в Розендале, где выступали наряду со знаменитым ко ролевским духовым оркестром.
После выступления на главной площади Бергена, который норвежцы считают своей культурной столицей, на первой полосе главной газеты го рода появилась огромная фотогра фия, где музыканты могли узнать себя. Заголовок гласил: "Цирк сабо тирует оркестр". А накануне произош ло вот что.
Когда наши оркестранты распо ложились на площади и готовы были начать концерт, рядом зазвучала ог лушительная фонограмма свои вы ступления начинал цирк. Но норвеж цы, видимо, были настроены серьез но, один из зрителей направился к цирковой палатке, нашел розетку и выдернул вилку. Фонограмма умол кла. Собравшиеся зрители востор женно приветствовали оркестр. Од нако циркачи не собирались сдавать ся, через время фонограмма зазву чала вновь, правда, потише. Тут же явились журналисты, стали выяснять, почему муниципалитет дал разреше ние выступать одновременно двум коллективам? Расспросили отноше ние российских музыкантов к случив шемуся, на что наши ответили, что бывали казусы и похлеще. Правда, не стали уточнять, какие именно. Для УГАСО несовместимость с цирком, кажется, становится традицией. В родном Ульяновске оркестр однаж ды выступал в зале ДК "Руслан". Ког да в симфонии наступала пауза, до зрителей доносился топот копыт это цирк рядом отрабатывал свою про грамму. Норвежская газета после слу чившегося пристыдила горожан, а сам Селвик этот казус счел как луч шую рекламу для будущего приезда оркестра в Берген.
Второй концерт в Бергене прошел в церкви Святой Марии и был посвя щен печальному для норвежцев собы тию. В начале года в катастрофе гру зового парома погибли 23 норвежца, страна восприняла случившееся как национальную трагедию, погибших вспоминают каждый месяц. На служ бе присутствовали мэр, епископ, ди ректор филармонии. "Пятая симфо ния" Чайковского в этот день звучала особенно драматично.
Музыканты побывали на экскур сии в местечке Трольхауген, где пос ледние 20 лет жизни провел Эдвард Григ. Дом великого композитора ока зался окруженным великолепной при родой, неудивительно, что он писал красивую музыку. Смотритель музея для российских музыкантов сделал ис ключение, разрешив прикоснуться к реликвии роялю Грига. Московский пианист Вячеслав Грязнов, успешно солировавший с оркестром, заиграл "Ноктюрн" Грига, работники музея, кажется, были поражены собственным открытием: в доме композитора по чемуто никогда не звучит музыка. Так заведено, что бережно хранится ро яль, с которым связана замечательная легенда. Друзья композитора подари ли его на его юбилей, какимто чудом ночью поставив его в зале и никого при этом не разбудив.
Что касается немузыкальной час ти поездки, то впечатлений тоже уйма.
Побывали в местечке Моргенал, где при входе в отель музыкантов встре тили детские саночки, из которых тор чали лыжи. Оказалось, что именно Моргенал считаетсяродиной лыж.
Сейчас здесь тренируется сборная Норвегии по лыжному спорту.
Оркестранты поднимались в горы, любовались водопадами, рискнули искупнуться в холодном высокогор ном озере. В местечке Лёрдал увиде ли высокогорную речку, где водится самое большое в мире количество форели и семги.
Норвежцев с трудом можно на звать северным народом, говорит Нецветаева, они эмоциональны, как итальянцы, с большим чувством юмо ра, как одесситы. Невероятно трудолю бивы. Население страны всего 4,5 мил лиона человек. Но их усилиями в этой горной местности прорублено огром ное количество тоннелей, один из ко торых тянется почти на 27 километров.
Гастроли закончены. Музыканты уже дома. Но сюрпризы от норвежс кого дирижера Эспена Селвика еще не исчерпаны. Ульяновскому оркест ру в скором времени должен быть доставлен автобус. Будучи здесь на гастролях, Селвик наравне с музыкан тами прокатился по нашим дорогам на "пазике", после чего сказал: "Вам нужен хороший автобус". И решил, что этот подарок музыкантам должен сделать он.
Алсу ИДРИСОВА.