UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 22 января 2004 года №9



"Отнять и поделить - много ума не надо!"
Самолетный завод "Авиастар-СП" не дает кому-то покоя


В последнее время в прессе появился ряд публикаций о положительных фактах в работе крупнейшего предприятия Заволжского района - самолетостроительного завода "ЗАО "Авиастар-СП". Но не всем это, похоже, нравится.
Хочется верить, что возрождается былая мощь "Авиастара", а значит, и всего района. По итогам года предприятие получило прибыль 100 миллионов рублей, зарплата за год выросла на 30%, идет набор рабочих, долги в бюджет за прошлые годы выплачиваются по графику, заказчики ведут активные переговоры. Впервые за многие годы планируется запуск новых машин.
Однако существует комплекс проблем, сдерживающих процесс привлечения инвестиций на завод. Это проблемы взаимоотношений между ЗАО "Авиастар-СП" и "большим "Авиастаром" - ОАО "УАПК "Авиастар".
Процедура внешнего управления на "УАПК "Авиастар" была введена 20 февраля 2002 года. За этот период были предприняты всевозможные меры по восстановлению платежеспособности предприятия, произведены анализ и оценка потенциальных возможностей и активов предприятия. Дважды на предприятии работала комиссия Счетной палаты ГД РФ. Выводы комиссии и оценка ситуации внешним управляющим неутешительны.
Два пути
Главный вывод - ОАО "УАПК "Авиастар" не в состоянии самостоятельно погасить существующую кредиторскую задолженность за счет остатков собственных активов. То есть по закону надо переходить в стадию конкурсного производства, что означает распродажу остатков имущества и погашение долгов кредиторам из расчета 1-2 копейки за рубль.
Основная причина - вывод в 1997-1999 годах основных производственных мощностей в дочерние предприятия, при этом старые долги, убыточная социальная сфера, затраты прошлых лет остались на "большом "Авиастаре".
Существует другой сценарий развития событий. Путем обращений в арбитражный суд начать процесс восстановления "Авиастара" в рамках 1997 года. То есть в процесс банкротства последовательно включаются все самостоятельные предприятия, бывшие в свое время в составе УАПК.
После проведения такой реструктуризации вполне реально достигнуть мирового соглашения с кредиторами, основной из которых - государство, и прекратить процедуру банкротства. Правда, новое, объединенное, предприятие будет иметь колоссальную финансовую нагрузку на многие годы, оплачивая, кроме текущих расходов, старые долги со штрафами и пенями. Весьма вероятно в этом случае, что покупатели и инвесторы сделают ставку на другие проекты, слишком велики риски.
Выбор из этих двух вариантов достаточно сложен и ответственен. Причем решение должно быть принято на правительственном уровне, так как основной кредитор УАПК "Авиастар" - государство в лице Министерства финансов, таможенного комитета и налоговой службы, интересы которых представляет ФСФО России.
Именно эти государственные структуры предоставили в начале 90-х годов УАПК таможенные, налоговые и прочие кредиты в целях увеличения объемов производства. Однако эти средства в то время не дали ожидаемого эффекта, производство и сбыт самолетов не выросли, а долги с тех пор растут неотвратимо. А потом и производства у "большого "Авиастара" не стало, а значит, не стало самого источника погашения долгов. Это вроде бы все понимают. Но принять решение о переходе в конкурсное производство - это формально означает отнести все невыплаченные долги на убытки текущей деятельности правительства РФ. Надо иметь веские основания, чтобы решиться на это.
Вовлекать завод - преступление
Основания в принципе есть. Это особенно хорошо видно не из московских кабинетов, а на месте - в Ульяновске. Главное основание - те положительные изменения, которые идут на ЗАО "Авиастар-СП", рост производства, занятости, реальных доходов. Перечеркнуть все это можно одной подписью внешнего управляющего на иске в арбитражный суд.
В течение прошлого года борьба между сторонниками разных вариантов проведения процедуры банкротства УАПК шла очень остро. Я как представитель федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО России), изучив ситуацию на месте, считаю, что нельзя расширять процесс банкротства на действующие предприятия, особенно на ЗАО "Авиастар-СП". Там своих проблем и трудностей хватает. Вовлечение ЗАО "Авиастар-СП" в процедуру банкротства однозначно будет означать полную потерю инвестиционной привлекательности и финансовой самостоятельности, то есть медленную гибель завода, с остановкой производства, сокращением персонала, распродажей с молотка оборудования и зданий.
На сегодняшний день выбор варианта банкротства так и не сделан. Последнее собрание кредиторов в декабре 2003 года приняло компромиссное решение о продлении срока внешнего управления на ОАО "УАПК "Авиастар" еще на 6 месяцев. Я же считаю, что надо переходить к конкурсу, и поэтому выразил свое отрицательное отношение к продлению внешнего управления, так как не вижу смысла затягивать процесс. Каждый месяц продолжения процедуры приносит увеличение долгов предприятия в бюджет на 10-12 миллионов рублей за счет начисления налогов на землю, незавершенное строительство, дороги, убытков от содержания жилого фонда, медучреждений, роста штрафов и пеней. Надо взглянуть правде в глаза, затягивание процесса банкротства "УАПК "Авиастар" наносит вред прежде всего работникам ЗАО "Авиастар-СП", жителям нового города, Заволжского района.
Результаты собрания кредиторов должен одобрить арбитражный суд Ульяновской области, заседание которого еще не назначено. Есть большие сомнения, что суд поддержит решение кредиторов о продлении срока внешнего управления, так как вылечить тяжелобольной "Авиастар" практически невозможно.
Инициаторы известны
Надо отметить, что сегодня инициаторами продления процедуры внешнего управления и замены "непослушного" внешнего управляющего, имеющего свое мнение, являются прежде всего руководящие чиновники администрации Ульяновской области - господа Пиорунский и Миримский.
Именно они инициировали иски в арбитражный суд от лица Департамента имущественных отношений Ульяновской области о "признании недействительной регистрации ЗАО "Авиастар-СП", о "признании недействительным внесения акций ЗАО "Авиастар-СП" в ОАО "Туполев", о расторжении договора купли-продажи самолета "ТУ-204", который успешно эксплуатируется АК "Авиастар-ТУ" на европейском рынке, о расторжении договора купли-продажи планера "АН-124", достройку которого финансирует АК "Волга-Днепр", направили десятки жалоб по "бездействию" внешнего управляющего Игина, который не поддерживает эти иски, "препятствуя" тем самым, по их мнению, возврату активов УАПК. Да нет проблем, давайте вернем все и снова поделим, только кто после этого даст на завод хоть один рубль, сумасшедших в таком серьезном бизнесе нет. В процессе финансового оздоровления - банкротстве, - как и в медицине, главное - не навредить!
Да и вряд ли целью попыток сменить внешнего управляющего является забота об интересах государства. Просто, получив контроль над процессом банкротства УАПК, можно легко шантажировать "Авиастар-СП", АК "Волга-Днепр", АК "Авиастар-ТУ" и еще целый ряд привлекательных предприятий, а также их партнеров и заказчиков. Как говорил Березовский, не надо владеть, достаточно контролировать финансовые потоки.
Выход есть
Так какова же реальная перспектива развития событий? Если государство в лице специального органа по банкротству - ФСФО России - явно не выскажет свою поддержку позиции внешнего управляющего, других кредиторов, руководства ЗАО "Авиастар-СП", уже весной этого года может начаться процесс по включению в процедуру банкротства авиазавода путем попыток признания недействительности его регистрации в 1997 году. Нужен лишь "послушный" внешний управляющий.
Тогда "Авиастар-СП" превратится в структурное подразделение "УАПК "Авиастар", на его активы будет наложено бремя всех долгов "большого "Авиастара". Новые покупатели, оплатившие деньги за постройку самолетов, встанут в последнюю очередь, банковские счета и выплаты зарплаты будут заморожены, имущество пойдет на аукционы, работники сокращены.
Да, теоретически может найтись стратегический инвестор, который, погасив все долги предприятия, станет новым эффективным собственником. Но авиастроение - не нефтегазовый комплекс, здесь деньги возвращаются через годы, поэтому вероятность положительного развития событий невелика. К тому же общая задолженность "большого "Авиастара" кредиторам примерно равна стоимости четырех новых самолетов "ТУ-204"! Вряд ли кто из инвесторов пойдет на это.
Неужели положение так безвыходно? Нет! Не надо лишь резать курицу, которая только начала нести яйца, пусть пока простые. Необходимо объединить все здравомыслящие силы, жизненно заинтересованные в благополучии одного из крупнейших предприятий в Ульяновске - ЗАО "Авиастар-СП", объединить на основе главной идеи - самолетный завод и район авиастроителей должны жить и развиваться, мешать этому - значит, идти на преступление против народа и государства!
Эта идея должна быть поддержана всеми работниками завода, его поставщиками, всеми жителями района, чиновниками всех структур власти района, города и области. Хватит молчать о возможной катастрофе и прятать голову в песок. Речь идет о выживании целого района, о будущем десятков тысяч молодых людей, о спокойной старости ветеранов авиапрома.
Хватит раздрая!
Вообще проблема объединения, консолидации, особенно между ветвями власти, стоит в Ульяновске очень остро. Работая здесь почти два года, я заметил, что взаимодействие между исполнительной и законодательной властью, административными органами, профсоюзами, партиями, общественными организациями, различными социальными группами весьма затруднено, а порой вообще отсутствует. Каждый живет сам по себе. Именно отсутствие консолидации интересов различных слоев общества привело, на мой взгляд, к провалу выборов в Ульяновске.
Я сам участвовал в предвыборной кампании и увидел, что кандидаты от различных партий и социальных групп буквально раздирали избирателей, хотя по большому счету цели у всех одни - способствовать по мере сил процветанию области. Правда, силы и возможности у всех разные.
Поэтому главная задача сегодня - это объединение во имя блага всех жителей региона с учетом интересов различных социальных групп: пенсионеров и бюджетников, предпринимателей и служащих силовых структур, рабочих, инженеров, жителей села и домохозяек. Пока понимание необходимости консолидации усилий есть не у всех. Порой у чиновников различных уровней ведомственные интересы преобладают.
Я уверен, что на повторных выборах в Государственную Думу и Законодательное Собрание победят кандидаты, предлагающие именно конструктивную программу объединенных позитивных действий с использованием всех ресурсов области - административных, интеллектуальных, финансовых, кадровых. Время критики и разоблачений уходит. Сегодня уже не главное, кто виноват в том, что мы живем хуже. Главное - как нам наиболее эффективно использовать то, что имеем, для общего блага. Нельзя считать себя хорошим руководителем, если нет реальных результатов роста жизненного уровня всех слоев, а не отдельных узких групп населения. Нужны реальные результаты - снижение уровня преступности, прежде всего уличной, рост занятости подростков и молодежи, рост производства и заработной платы, контроль за беспределом организаций ЖКХ, адресная помощь малоимущим, не имеющим возможности эффективно трудиться, установление доплат пенсионерам, учителям, врачам, развитие реальной ипотеки в жилищном строительстве, ремонт, уборка и освещение улиц. Без поддержки таких заводов, как самолетный, добиться сдвигов в лучшую сторону сложно.
Игорь Игин, внешний управляющий ОАО "УАПК "Авиастар".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz