UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 27 сентября 2003 года №144-145



"Охотник" выходит на автотрассу


- С 1 декабря дешевый легковой автомобиль производиться на УАЗе больше не будет никогда, - решительно заявил нам генеральный директор предприятия Виктор Клочай накануне Дня машиностроителя, который отмечается в России завтра.
Вот на таком аккорде завершает очередной год Ульяновский автомобильный. Год, в который, по мнению Клочая, удалось большее из того, что планировалось. Это должно радовать, ведь от положения дел на УАЗе по-прежнему во многом зависит благосостояние Ульяновской области, наполняемость местной казны.
- Что же удалось-то, Виктор Владимирович?
- Многое изменилось в подходах к организации дела. Более ритмично стали планироваться продажи и в зависимости от этого - производство. Результаты не замедлили сказаться. Автомобилей за первые восемь месяцев собрано почти на пять тысяч больше, чем за тот же период прошлого года. Прибыль от продаж выросла в 11 раз. Если в 2002 году завод к осени терпел убытки, то сейчас имеет чистую прибыль 321 млн рублей. На 42 процента снизились потери от внутреннего брака, неплохо работает программа снижения издержек.
Увеличились экспортные поставки "уазиков" почти на 70 процентов - такую задачу в конце прошлого года мы тоже ставили. За рубеж уже отправлено около 9 тыс. наших машин, это помогает нам выполнять производственную программу. Успешно реализуются инвестиционные проекты УАЗа по освоению выпуска косозубой раздаточной коробки, ведущих мостов типа "Спайсер".
Положительные сдвиги в заводской экономике сказались и на отчислениях налогов. УАЗ увеличил в этом году свои налоговые платежи во все уровни бюджета: в федеральный - на 35 процентов, в городской - на 38 процентов, в областной - аж в 2,2 раза.
Во всех достижениях есть заслуга каждого заводчанина. У людей постепенно меняется отношение к работе, появляется заинтересованность. Даже специалисты немецкой фирмы "TUV", проводившие у нас недавно предварительный аудит сборочно-кузовного производства для международной сертификации, отметили, что автозаводцы стали настроены позитивнее, увереннее смотрят в завтрашний день.
- Какой Вы видите концовку года: будет ли выполнена программа, окажется ли ее выполнение рентабельным?
- Наша годовая программа продаж - 78100 автомобилей. Думаю, мы ее даже немного перекроем - реализуем около 79 тысяч. Завод сейчас идет с перевыполнением планов - и производства, и продаж. Ежемесячные остатки на складах не превышают полутора тысяч машин, а в прошлом году ведь доходило и до пяти тысяч. Более эффективно, чем предполагалось, у нас идет снижение издержек, поэтому рост прибыли пока выше заложенного в финплане. Сейчас наблюдается некоторое падение спроса на "уазики": у сельчан опять мало денег, на сей раз - из-за плохого урожая. Но мы весь год работали рентабельно, и, рассчитываю, что динамику сохраним.
А с 1 декабря запускаем в серийное производство "УАЗ-315195", который назвали "Охотник". Тот самый глубоко модернизированный "УАЗ-31514" - легковой с металлической крышей. "Охотник" заменит своего предшественника полностью. Мы обновили много оснастки и какие-то старые элементы больше уже не сможем изготавливать. Конечно, улучшенная машина и стоить будет дороже - на 2000 долларов.
- Автомобиль подорожает, а что покупатель получит взамен?
- Многие свойства "УАЗ-315195" значительно улучшатся - управляемость, функциональность, комфортность, динамика. На машине будут установлены мосты типа "Спайсер" с измененной конструкцией поворотных кулаков, что позволит увеличить ресурс мостов, выйти по маневренности нашего автомобиля на уровень зарубежных аналогов. Косозубая раздаточная коробка, имеющая, в отличие от существующей, прямую передачу, снизит шум, улучшит акустический комфорт в салоне. Да и ресурс у нее больше. Также на "Охотнике" устанавливаются пятиступенчатая коробка передач, задняя распашная дверь, раздвижные форточки, антитоксичная система. Двойное уплотнение проемов боковых дверей усиливает пылевлагонепроницаемость салона.
Готовясь к запуску "УАЗ-315195" в серию, мы также поставили задачу улучшить качество сборки. Для этого капитально отремонтировали много штампов, частично изготовили новые. Все это должно улучшить легковой "уазик".
- Год назад, кстати, в интервью "СК" Вы о качестве "УАЗов" высказались жестко: с таким продуктом находиться на рынке стыдно. А сейчас - не стыдно?
- Пока еще стыдно. Причем стыдно должно быть всем на автозаводе до тех пор, пока каждый автомобиль не станет выдерживать те гарантии, которые записаны в его паспорте. Понятно, что за один год не изменишь того, к чему привыкли за пятьдесят лет, - я не волшебник, - но двигаться вперед надо. Поэтому мы и приобретаем новое оборудование, обучаем рабочих - изменения в первую очередь нужны в наших головах. Применяем перспективные новинки. Взять те же мосты "Спайсер" - их в принципе сложнее сделать некачественными, чем старые. Важно, чтобы каждый день нам приносил улучшение по качеству на каждом рабочем месте. Тогда появится результат. Динамика повышения качества, на мой взгляд, набирает темпы на УАЗе. В 2003 году мы поставили задачу снизить в два раза брак по переделу и должны ее достигнуть. В ноябре, возможно, сертифицируем сборочно-кузовное производство по международным стандартам ИСО-9001 версии 2000 года: немецкая фирма "TUV" подтвердила нашу готовность к окончательному аудиту.
Следующий год на УАЗе станет годом инвестиций в качество: нужно менять ситуацию кардинально. Без этого будущее Ульяновского автозавода сомнительно.
- Много ли рекламаций приходит на завод от покупателей?
- В первом полугодии их поток увеличился. Считаю, это было вызвано тем, что мы все рекламации стали удовлетворять. Это обязательное условие работы, оно формирует доверие к производителю. Сейчас число рекламаций потихоньку уменьшается, однако понятнее все станет через год. На Заволжском моторном заводе (ЗМЗ), который я тоже возглавляю, мы увидели результаты работы в этом направлении только через два года.
- Немецкие аудиторы отметили позитивный настрой людей на УАЗе. Как Вам удается привлекать единомышленников? Обещание заманчивых перспектив за хорошую работу - это неплохо, но ведь человек живет и сегодняшним днем. Какова, например, средняя зарплата на заводе, достаточна ли она?
- Средняя зарплата выросла с начала года на тридцать процентов и составляет сегодня 5400 рублей. Безусловно, этого недостаточно. Главная наша задача - повышать эффективность работы предприятия, улучшать экономическую ситуацию и в результате повысить зарплату до такого уровня, чтобы человек мог приобрести то, в чем нуждается. Построить жилье, хотя бы в рассрочку, или купить путевку. А пока этого не происходит, предприятию приходится уделять внимание социальной сфере - по-другому просто нельзя. В нынешнем году, например, все желающие уазовцы могли отправить детей в летний лагерь. Многие работники побывали на базе отдыха, подлечились в профилактории. Социально не ориентированное предприятие в долгосрочной перспективе вряд ли может быть успешным. Сейчас в холдинге "Северсталь-групп" идет разработка единого корпоративного социального стандарта.
А зарплата на УАЗе до конца года вырастет еще. Было бы с чего повышать. На ЗМЗ, например, доходы работников за два года поднялись в 3,5 раза, если создались благоприятные условия. Поэтому очень важно с людьми не заигрывать, разговаривать с ними, как с партнерами, рассказывать правду жизни. Тогда тебя быстрее поймут и поверят.
- Виктор Владимирович, Вы по-прежнему являетесь генеральным директором двух крупных предприятий машиностроения - УАЗа и ЗМЗ. Можете сравнить, где как работается?
- Честно признаюсь, результативнее идет работа на Заволжском моторном заводе. Хотя динамика более впечатляющая на УАЗе, по сравнению с тем, что было. На ЗМЗ сегодня чуть больше выражена инициативность, самостоятельность - особенно управленцев, вплоть до мастеров. Заволжские специалисты съездили в командировку в Японию, вернувшись, предложили кое-что внедрить на ЗМЗ по опыту "Тойоты". Недавно пригласили меня посмотреть, что получается. Я даже прослезился: ведь сделанное по собственной инициативе дорогого стоит. Это уже свидетельствует о необратимости процесса, идущего изнутри.
На УАЗе тоже ярко видны изменения. Однако инертность еще очень большая, особенно среднего звена. Понятно, что нужно время для перемен, но я не могу ждать до бесконечности. Будем думать, что делать: кому-то помогать, с кем-то расставаться.
Пока удовлетворенности у меня больше от работы на ЗМЗ, но всему свое время. Это придет и на УАЗе. Поздравляя автозаводцев с Днем машиностроителя, хочу поблагодарить всех за работу, пожелать дальнейших успехов, всяческих благ и понимания того, что от каждого из нас зависит очень многое.
Беседовал Владимир ПУГАЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz