UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 22 мая 2003 года №73



Многое тогда получалось


В предыдущей администрации Александр Павлов занимал пост вице-губернатора по социальным вопросам (здравоохранение, наука, культура, молодежная политика). А до прихода в 1989 году в руководство области был председателем Железнодорожного райисполкома. То есть во власти он находился весь постперестроечный период и перемены в жизни региона видел изнутри. После выборов 2000 года Павлов из чиновников ушел. О том, что он думает о тех годах, о нынешней ситуации в области и о ее шансах выйти из кризиса, его статья, предлагаемая ниже.
Время было упущено
В последнее время в областной и центральной прессе стали появляться материалы, в которых делаются попытки с тех или иных позиций оценить социально-экономическое развитие Ульяновской области за последнее десятилетие и высказать соображения о наиболее приемлемых с точек зрения авторов путях ее дальнейшего движения. Сами по себе эти усилия вызывают только признательность. Действительно, новейшая история региона в силу известных обстоятельств настолько обросла мифами, а порой и откровенными домыслами, что плохо информированному человеку разобраться в этих напластованиях бывает весьма непросто. И любой честный взгляд на ситуацию очень ценен. В связи с этим у меня и возникло желание изложить собственное видение экономических процессов, от которых напрямую зависят судьбы как Ульяновской области, так и каждого из ее жителей.
Прежде всего, хочу обратить внимание читателей на недавнее прошлое нашей области. Можно навешивать на 90-е годы какие угодно ярлыки, но нельзя отрицать того факта, что приоритет сохранения производственного потенциала, стремление помочь людям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, проявившие себя в политике региональной власти на первом этапе реформ, были верными. И ведь многое из задуманного тогда получалось совсем неплохо: при общем падении объемов промышленного производства в России к 1996 году до 49 % от уровня последнего предреформенного 1990 года в Ульяновской области этот показатель опустился только до отметки в 68%. Разница, согласитесь, существенная. На многих предприятиях в тот период удалось наладить очень важные и в целом положительные процессы. Уровень и качество жизни ульяновцев к тому времени были одними из самых высоких в стране.
Если же говорить о применявшихся в регионах России других вариантах вхождения в рыночную экономику, то, несмотря на то, что их было великое множество, почти все они свелись по сути к одному - жестокой эксплуатации рентных возможностей той или иной территории - или в освоении природных ресурсов региона, или в использовании ранее созданного потенциала индустриальных гигантов по переработке полезных ископаемых, или в использовании финансовых потоков, привлеченных наличием в регионе высшей административной и политической власти. Всего этого не было в Ульяновской области раньше, как, впрочем, не может быть и сейчас.
Вместе с тем к 1997 году ситуация в регионе действительно потребовала обновления прежнего курса. Должен сказать, что в администрации области к этому времени была разработана вполне реалистичная программа реформ, под большинство определенных в ней мероприятий была подведена и инвестиционная, и ресурсная, и кадровая базы. Начни мы в тот момент (под "мы" я понимаю руководителей области, г. Ульяновска, крупнейших промышленных предприятий, разнообразные политические силы) последовательное движение вперед, то, убежден, ситуация в области была бы сегодня совершенно иной, нежели та, что реально сложилась. Причин произошедшего несколько, но роковую роль сыграло неумение конкретных людей верно определять иерархию взаимных интересов, нежелание находить элементы сотрудничества и превращать их в точки роста. В средствах массовой информации области разгорелась настоящая холодная война. Следует отметить, что немало полешков в тот огонь подбрасывала и сама администрация области. В итоге случилось то, что и должно было случиться: в ненасытной топке информационной войны сгорели многие из имевшихся созидательных планов.
А дел в области много
С сожалением хочу отметить, что в смысле политического нездоровья в области мало что изменилось и за два последних года: продолжается непрерывный поиск виноватых, идет по-прежнему многословная, но часто бездоказательная перебранка на газетных страницах, не всегда понятно стремление критикуемой стороны перевалить ответственность за недостатки то на "объективные обстоятельства", то на предыдущую администрацию. Впечатление такое, что все это время мы постоянно живем в условиях предвыборной гонки, когда во всей информационной работе доминируют самые несимпатичные из PR-технологий. Логично возникает вопрос: неужели мы так и не сможем понять, что крайняя разобщенность политических элит стала для области просто опасной. Убежден, что если мы у себя в области хотим действительно двинуться вперед, то заниматься должны совсем не этим. Область, как в свежем воздухе, более всего нуждается сегодня в созидательном импульсе, в политическом умиротворении, по крайней мере, на период между выборными кампаниями. А точкой нахождения консенсуса на этом пути может и должна стать политика хозяйственного прагматизма, основа и цель которой заключена в концентрации усилий органов власти, работодателей всех форм собственности и людей, занятых во всех сферах деятельности, на определении наиболее приемлемых для всех приоритетов экономического развития и их последовательном претворении в жизнь. Определяющая роль в поиске этого консенсуса должна принадлежать исполнительной и законодательной ветвям областной власти, чей долг найти для этого формы взаимодействия с экономическими и политическими элитами региона.
А дел в нашей области очень много. Несмотря на увеличившиеся в 2002 году темпы роста объемов промышленного производства, дела в этой сфере обстоят далеко не блестящим образом. Так, в одном из экономических обозрений, опубликованных в марте 2003 года, было заявлено, что "тенденции спада деловой активности остаются прежними, поэтому масштабы и глубина депрессии в экономике региона продолжают нарастать". К сожалению, это так. Более-менее устойчивая работа продолжается всего на нескольких предприятиях. "Авиастар" по-прежнему лихорадит, автозавод не справился с годовой программой выпуска автомобилей.
Область нуждается в осмысленной и последовательно проводимой в жизнь экономической, и прежде всего промышленной, политике. В основу ее наиболее целесообразно положить всемерную поддержку так называемых точек роста, каковыми, на мой взгляд, являются прежде всего "Авиастар", УАЗ, легкая и пищевая отрасли. Необходимым элементом в этом ряду видится задача повышения внимания, уделяемого областной производственной кооперации. В свое время она дала очень положительный эффект, который выражался в снижении себестоимости производимой продукции, поступательном обновлении основных производственных фондов предприятий общественного транспорта, увеличении количества рабочих мест.
Что касается легкой промышленности, то Ульяновская область традиционно была сильна в этой отрасли, выпускавшей огромные объемы высококачественных тканей, ковров, трикотажа, швейных изделий. Ныне большинство из этих производств или дышат на ладан, или разорены. Между тем при условии должной государственной поддержки и разработки, освоения, должной "раскрутки" новых современных видов продукции легкая промышленность области могла бы стать настоящим локомотивом областной экономики. И сделать это и нужно, и вполне возможно.
Радикального пересмотра требует и сельскохозяйственная политика. Очевидно, что нынешние подходы не только не оправдывают себя, но просто губят село. Нужны, во-первых, законодательно обеспеченные меры по обороту земель сельскохозяйственного назначения и льготному кредитованию сельскохозяйственных производителей. Во-вторых, должна заработать система государственных закупок, которая обеспечивала бы, с одной стороны, поддержку сельчан, а с другой, формировала бы основу продовольственной безопасности нашего региона. И, в-третьих, необходимо искреннее желание прислушиваться и реально помогать жителям сельской глубинки, решать их самые острые жизненные проблемы. В ХХI веке каждый сельский житель должен иметь гарантированную возможность пользоваться электроэнергией, радио, телефоном, автобусным транспортом, услугами здравоохранения.
Убежден, что серьезным источником роста областной экономики могла бы стать более заинтересованная и предметная работа органов власти с предпринимателями. Это очень активная часть населения, от которой зависит очень многое. Безусловно, они заинтересованы, прежде всего, в создании более благоприятных условий для развития своего бизнеса, но не меньше в этом нуждается и сама область.
Народ должен иметь гарантии
Особый вопрос - наше движение в сторону социального государства. Это, как известно, означает, что часть наиболее важных интересов конкретного человека должна обеспечиваться государственными гарантиями. Говоря прямо и честно, эта задача с учетом сегодняшнего состояния экономики почти невыполнима. Однако при всей ее сложности и здесь пути для продвижения вперед есть: более рациональное расходование имеющихся бюджетных средств, активная опора на возможности общественности, последовательные меры по созданию новых источников пополнения бюджетных ресурсов как всей области, так и муниципальных образований. В этом же ряду стоят и вопросы повышения уровня заработной платы как работникам бюджетной сферы, так и гражданам, работающим в организациях негосударственного сектора экономики. Следует согласиться, что в последние годы в области стало уделяться больше внимания этой проблеме, но резервы, которые можно использовать как для роста темпов экономики, так и благосостояния тысяч ульяновцев, здесь кроются еще немалые. Доходы ульяновцев должны обеспечить достаточную покупательскую способность жителей области для того, чтобы они были активными потребителями производимых товаров и услуг. Будет платежеспособный спрос, неизбежно будут нарастать и объемы производства.
Безусловно, решения всех вопросов нельзя добиться силами только самой области. Так в России сложилось, что многое зависит от Москвы. Конечно, за два последних года удалось увеличить объемы федеральной помощи, но этого пока недостаточно, чтобы решить вопросы строительства нового мостового перехода через Волгу, развития "Авиастара" и автомобильного завода.
И, я думаю, нам в области следует гораздо большее внимание уделять духовно-нравственным вопросам. Очень больно видеть, каких масштабов достигло криминогенное неблагополучие, как стремительно снижается наш общий уровень культуры, в какой грязи и запустении пребывают города и села. А молодежь? Разве трудно заметить, с какими часто непреодолимыми трудностями ей приходится сталкиваться при поступлении на учебу или при устройстве на работу? Между тем и власти, и все мы делаем вид, что ничего особенного не происходит.
Не скрою, эти размышления невольно заставили меня в очередной раз осмыслить свою роль в "развязывании" накопившихся областных проблем. В принципе, меня вполне устраивает то дело, которым я занимаюсь последние два с половиной года, но совести не прикажешь. Многие годы, которые были отданы нашей области, приучили меня мыслить и жить ее проблемами. Именно поэтому я пишу эти строки и именно поэтому выставлю, скорее всего, свою кандидатуру на предстоящих выборах депутатов Законодательного Собрания.
Александр Павлов.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz