Одной из интереснейших городских традиций дореволюционного Симбирска был крестный ход "во круге города", проходивший 21 мая.
Как пишут современники, эта традиция была установлена в городе "с давнего времени" в день святых Константина и Елены (3 июня по новому стилю). В этот день иконы и хоругви из городских церквей, а также икона Казанской Божьей Матери из Жадовской пустыни приносились к летнему кафедральному собору и отсюда по окончании литургии процессия направлялась по улицам города, которые образовались на месте стен старого Симбирска, делая круг и возвращаясь на соборную площадь. Этот крестный ход в народе назывался ходом во круге города.
Происхождение традиции связывали в XIX веке с историческим крестным ходом, который провели защитники Симбирска в 1670 году во время осады города войском Степана Разина. По легенде во время этого действия Разин выстрелил в крест, подаренный царем Алексеем Михайловичем при основании кремля, что стало причиной поражения казацкого атамана. В ознаменование победы над воровскими казаками и был установлен ежегодный крестный ход.
Однако не все в этой журналистской версии позапрошлого века так гладко. Во-первых, Разин потерпел поражение в начале октября, а отмечается это событие почему-то в мае. Во-вторых, "круг города" не совпадает с реальными границами кремля и Большого города, а более походит на научную реконструкцию XIX века, основанную на легендах. Например, во время празднования 250-летия Симбирска в путь процессии были внесены изменения - к кафедральному собору крестный ход возвращался не по Московской улице (ныне - Ленина), как обычно, а по Троицкому (Краснознаменному) переулку, который в конце XIX века краеведами стал считаться южной чертой Большого города. В-третьих, традиция тесно связана с иконой из Жадовской пустыни, которая стала приноситься в город лишь с середины XIX века.
Оказывается, подобные крестные ходы по границам крепостей существовали и в других поволжских городах. Например, в Корсуне ход также совершался 21 мая, но связывали его уже с нашествием войск Емельяна Пугачева. Такие совпадения говорят о более раннем происхождении традиции, так как поволжские города были основаны еще до походов Разина и Пугачева.
Возможно, традиция крестного хода связана с весенними аграрными ритуалами. Такого рода действия, когда жители обходили вокруг своего селения, известны как "опахивание". И зимнее "опахивание", и весенний крестный ход были связаны с культом плодородия и имели охранительный характер. Они защищали от внешних враждебных сил. Конец мая известен у славян как начало земледельческого цикла еще с глубокой древности. При том, что жители городов вплоть до XIX века занимались хлебопашеством, можно предположить, что заклинательные обряды, направленные на повышение плодородия, в условиях городов-крепостей превратились в крестный ход вокруг кремля.
Праздник получил и более узкий смысл - он объединял всех православных горожан, был своего рода Днем города. Икона из Жадовской пустыни, приносившаяся на один месяц, за время своего пребывания в Симбирске посещала практически все дома и церкви, включая старообрядческую. В 1898 году, во время празднования юбилея города, крестный ход был проведен вообще не по православному календарю, что говорит о превращении этой традиции из чисто религиозной в городскую.
Сергей Прозоров.