UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 26 июня 2003 года №91



Война толкнула
Великая Отечественная для Ульяновска, как ни парадоксально, обернулась началом подъема города


И случилось это в первый год Великой Отечественной, когда из западных районов (Киева, Харькова, Минска, Ленинграда, Москвы, Вязьмы, Ахтырки) страны были эвакуированы восемь промышленных предприятий.
Размещали их в складах, лабазах, подсобных постройках. Здесь неоценимую роль сыграла бывшая Ярмарочная площадь, на которой в XVIII веке проводилась известная, после Нижегородской, Симбирская ярмарка, славящаяся своим широким размахом торгов. Занимавшая до революции площадь 30 га, она к началу войны приняла два больших завода: приборостроительный №280 (ныне "Утес") и электромеханический (ныне "Контактор"). Часть оборудования автозавода им.Сталина разместили в продовольственных складах на территории нынешнего моторного завода, а его конструкторское бюро расположилось в Краеведческом музее и во Дворце книги. В дни войны автозавод выпускал не только автомашины, но и авиабомбы.
Вместе с заводами и фабриками прибыл и их кадровый состав. А если учесть, что с самого начала войны в городе было организовано множество госпиталей, то население Ульяновска увеличилось более чем в полтора раза. По иронии судьбы именно родина Ленина - самого известного атеиста планеты - была выбрана местом пребывания руководства русской православной церкви в первые годы войны.
1943 год стал годом начала строительства, и в первую очередь - Ульяновского автомобильного завода. В Засвияжье на площадке начатого до войны строительства секретного завода началось возведение (частично были использованы прежние фундаменты) цехов. Одновременно с заводом велось строительство бараков, домов облегченного типа, многосемейных полуземлянок под одной крышей. С 1944 года на улице Автозаводской, с южной стороны, силами пленных немцев стали строить двухэтажные капитальные дома, что положило начало формированию тогда главной улицы - Автозаводской - Сталинского (ныне Засвияжского) района. В проектировании поселка принимали участие и московские архитекторы. А реализацию их замыслов в натуре осуществлял столичный архитектор Л.Н.Мейльман (племянник Л.Троцкого), высланный сюда на место жительства и на работу в отдел строительства автозавода.
В центре в связи с запущенностью города (он в течение 15-ти лет, с 1928 по 1943 год, был окраинным райцентром Куйбышевской области) велись в основном благоустроительные работы на площади Ленина и примыкающей к ней набережной. А когда к концу войны встал вопрос о капитальном строительстве в исторической части города, в числе первых был отведен участок под здание управления КГБ - так бериевское око заботилось о благонадежности граждан воссозданной области.
Уверенность в победе над фашистской Германией предопределило открытие в городе уже в 1944 году театра кукол, а затем и культпросветучилища. Предвидя перспективы послевоенного развития, ставился вопрос об организации при строительном техникуме архитектурного факультета. Инициатором был Л.Н.Мейльман, который вел там архитектурное проектирование.
Прикоснувшись к архивным документам времен Великой Отечественной войны и наслушавшись про эту пору от Г.И.Бару (он с семьей приехал в Ульяновск вместе с заводом), от Н.И. Мясина (работал тогда проектировщиком в Управлении главного городского архитектора), от А.И.Маркелычева (первого фотокора областной газеты), от Я.Ч.Квецинской (специалиста "Облпроекта" по сантехнике), осознаешь, какая тяжкая доля досталась нашим родителям. Но, несмотря ни на что, удивлял их неистребимый оптимизм!
Валентин Филимонов, архитектор.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz