UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 7 июня 2003 года №82-83



Судьба "Идиота"
Достоевского на мыло


Оказалось, что роман "Идиот" для сериала больше подходит, чем для школьной программы. . Достоевский был эпилептиком, игроком, психопатом, ревнивцем, женился на своей секретарше, подвергался гражданской казни, много раз едва не умер и безостановочно писал свои романы чуть ли не на вес, потому что был вечно в долгах. Он мог писать блестяще, мог писать как бог, а писал неопрятно, с длиннотами, править и редактировать его никто не удосужился, а потом, вероятно, не решался, и это счастье, какое только возможно из случайных, неряшливых, но истинных счастий, что только выпадают на долю человеку.
Ничего не может быть доходчивей первого появления князя Мышкина в доме генерала Епанчина с его первым километровым монологом, обращенным к сытому слуге, про смертную казнь и душу страдающую. Вот он - истинный русский человек. Как на ладони - зашел и начал с порога страшно парить про смертную казнь. Сбивать сытость, тыкать на дырки в своем плаще, не намекая на чужое богатое платье, стелиться по паркету в смирении, воспарять к потолочной лепнине в гордости, морочить своей простотой, прямо заявлять о своей сложности, произносить слово "душа" минимум раз в предложении, не просить о сострадании, но и не отвергать его (еще бы, а зачем препятствовать свободному излиянию положительных качеств?), светиться изнутри и, будучи совершенно открытым, заставить всех вокруг заткнуться и залюбоваться.
История князя Мышкина и Настасьи Филипповны неоднократно привлекала кинематографистов всего мира. В 1946 году французы поставили фильм с Жераром Филиппом в главной роли; в 1951 году Акира Куросава выбрал на роль Настасьи Филипповны Масаюки Мори, а Иван Пырьев в 1958 году - Юлию Борисову.
Предпринятая продюсером Валерием Тодоровским и режиссером Владимиром Бортко экранизация романа Федора Михайловича Достоевского "Идиот" едва ли не первая в мировом кино максимально приближенная к первоисточнику. Предыдущие постановки выбирали для экранизации либо его главную линию, либо лишь первую часть книги.
Владимир Бортко, известный такими своими работами, как "Собачье сердце", "Блондинка за углом", "Афганский излом", "Бандитский Петербург", решился досконально передать в своей новой работе атмосферу и трагичность известного всем произведения. Готовясь к постановке, он внимательно перечитывал дневники Достоевского, гулял по его родному Петербургу, находил места, живописно обрисованные писателем в романе и уцелевшие до сих пор.
Настасья Филипповна хохочет - в камине пылают рогожинские миллионы. Так заканчивается фильм Пырьева "Идиот". Режиссер Владимир Бортко сожжет деньги чуть ли не в первой серии нового десятисерийного телефильма. Дальше - почти половина почти неизвестного романа Достоевского.
Съемки сериала проходили в точном соответствии с географией романа Достоевского: в старых особняках и переулках Санкт-Петербурга, в Москве, небольшая сцена снималась даже в Швейцарии. Реквизит для фильма, по возможности, использовался подлинный. Художники буквально по кусочкам собирали мелочи по антикварным лавкам и музеям, чтобы все в картине было предельно достоверно. Каждая мелочь, каждая деталь, которая попадет в кадр, - настоящее отражение эпохи. Костюмы из лионских кружев, перьев и бархатных лент, старинные бриллианты, доставшиеся некоторым членам съемочной группы по наследству от бабушек.
Как подбирали актеров
Из разговора с режиссером Бортко.
- В переводе с греческого "идиот" - идущий своим путем, "не как все"...
- Именно так. Этот "идиот" - самый нормальный человек среди окружающих. Они тоже неплохи, просто они - люди со своими страстями и интересами. А его интерес в том, чтобы помочь ближнему; он о себе не столько думает, сколько о других.
- Миронов внешне соответствует литературному герою. А почему на роль Парфeна Рогожина вы пригласили Владимира Машкова? Ведь Рогожин "небольшого роста, нос широк и сплюснут, маленькие серые глаза, тонкие губы..."
- Ну-у, знаете, внутреннее содержание важнее. Я очень доволен Машковым! Такой человек: страсть, сила - чего же еще?
- Классика - ваше амплуа, любимая литература?
- Так я же не только "Собачье сердце" снимал, но и "Бандитский Петербург"... Но "Идиот" - одно из моих любимых произведений, я давно хотел его экранизировать.
Еще не было случая, чтобы один артист сыграл и Мышкина, и Хлестакова, и Гамлета.Мышкин и принц Датский - были у Смоктуновского, но чтобы сразу три роли в репертуаре, как у Евгения Миронова,- нет.
- Никогда не мечтал, - говорит Миронов.- Честно скажу, долго думал, прежде чем согласился. Опасная вещь, очень опасная вещь. Такие роли - огромная ответственность. Я учил роль круглосуточно. Когда мои товарищи уезжали отдыхать или обедать, я... у меня просто книга, сценарий, к руке прилипла. Лев Николаевич очень разговорчивый. Он иногда молчит, но если заговорит, то минут на 10-15. Говорит так хорошо.
Евгений Миронов почти неузнаваем и в точности соответствует авторскому описанию князя Мышкина. И дело тут явно не в костюме и гриме, скорее - он "в образе". К тому же за месяц до начала съемок актер перешел на раздельное питание - в результате, и без того не бывши толстым, похудел на семь килограммов.
Лидия Вележева, исполнительница роли Настасьи Филипповны.
- Вы знаете, я стала осознавать, какую роль получила и что это за подарок судьбы, уже практически под конец съемочного периода. Можно себе представить, что кастинг на нее был очень жестким. Еще более невероятным кажется сегодня то, что я приехала на пробы самой первой!.. И ужасно из-за этого переживала. Но, как оказалось, первой быть совсем даже неплохо! Удивительно, что уже во второй раз роль Настасьи Филипповны достается актрисе Вахтанговского театра. В первом случае (у Пырьева) ее играла Юлия Борисова, и вот теперь в версии Владимира Бортко - ваша покорная слуга. Кстати, Юлия Константиновна, узнав, что я буду сниматься, благословила меня на эту роль.
В новый "Идиот" хотели пригласить Анну Самохину и Анну Большову, но удача улыбнулась Лидии Вележевой, убедительнее всех сжигавшей на пробах старинные деньги.
Между прочим, "Идиот" - совсем не про бедных людей. Если перевести те деньги в современные, получится, что один рубль равен десяти долларам! Так что можете себе представить, какую сумму бросает в печку Настасья Филипповна. Лидия Вележева призналась, что сжигать деньги ей понравилось. Но вот чтобы отснять эту знаменитую сцену, потребовалось 12 часов! Актрису два раза отпаивали валерьянкой. По ее словам, ей очень помогал Миронов. Когда снимали ее крупный план, он стоял за кадром и плакал, чтобы Вележева не теряла настрой. А после съемок валерьянку пил уже сам режиссер.
Жертвы искусству
Владимиру Машкову, который в последние годы активно снимается в Голливуде, пришлось перенести съемки в проекте, предложенном самим Клинтом Иствудом, чтобы примерить наряд "миллионщика" Рогожина. К тому же он отрастил бороду.
Были во время съемок и драматические моменты: попал в автомобильную аварию Олег Басилашвили, играющий генерала Епанчина.
У режиссеров есть поверье: те, кто берется за экранизацию Достоевского, часто... заболевают и попадают в больницу. На Бортко во время работы над сценарием на улице напали грабители, избили его, и режиссер с сотрясением мозга был доставлен в больницу. А у Пырьева врачи во время съемок обнаружили раковую опухоль и срочно сделали операцию. Но это не помешало постановщикам довести фильмы до конца.
Анастасия Мельникова играла Александру Епанчину беременной, для нее подготовили костюмы до девятого месяца беременности, но она родила раньше и сразу же после родов прибежала сниматься (молоко сцеживала в бутылочки и хранила у торговцев мороженым).
Съедобная бутафория
В изысканно декорированной гостиной Настасьи Филипповны - свежие цветы. В вазах - фрукты. Ассистент режиссера по реквизиту Наталья Седова словно оправдывается за все это: "У нас жестокая экономия. Цветы и фрукты у меня стоят неделю, а уж потом свежие покупаем..."
- Ничего, компотик сварите...
- Какой компот!.. Артисты съедают все. Все время что-нибудь клянчат. За ними - глаз да глаз, чтобы не съели. Вон, Саша Лазарев - Ганя Иволгин - пирожное попросил, а оно только три дня пролежало. Твержу по десять раз на дню: исходный реквизит покупается не для того, чтобы есть, а чтобы снимать.
Дом генерала Епанчина перекочевал со своего места "несколько в стороне от Литейной, к Спасу Преображения" в особняк на Екатерининском канале (ныне - канал Грибоедова). Из оцепленного милицией пространства были убраны приметы, изобличающие время, - таблички на домах, пешеходы и автомобили. Остались в антураже сам канал, Львиный мостик, дома и лысые деревья. Добавились: публика в костюмах девятнадцатого столетия, вывески на дальнем плане ("Овощная и хлебная торговля. Кузьминъ"), черные столбы и фонари (не прислоняйся - упадет!), врытые в грязноватый оттепельный снежок, невесть откуда навезенный и раскиданный в радиусе действия. Вот вам и ноябрь 1867 года.
"Идиот" вывел телеканал "Россия" по рейтингу на первое место , он обогнал даже Первый канал.Скоро обещают выпустить видеоверсию "Идиота".
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
Сериал "Идиот" по одноименному роману Ф.М.Достоевского снимался восемь месяцев. В эфир на канал РТР вышли 10 серий по 70 минут.
Режиссер: Владимир Бортко.
Продюсер: Валерий Тодоровский.
Оператор: Дмитрий Масс.
Композитор: Игорь Корнелюк.
Художник-постановщик: Владимир Светозаров.
В ролях: Евгений Миронов, Владимир Машков, Лидия Вележева, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Михаил Боярский, Андрей Смирнов, Алексей Петренко, Ольга Будина, Владимир Ильин, Анастасия Мельникова, Александр Лазарев-младший, Росина Цедулко, Лариса Малеванная, Мария Киселева, Александр Домогаров.
Россия, 2003 год.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz