UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 7 июня 2003 года №82-83



Не хватало гробов


В этот день двадцать лет назад весь мир узнал о страшной катастрофе пассажирского теплохода "Александр Суворов" у волжского моста в Ульяновске. Руководство страны два дня хранило тайну гибели более 300 человек. 5 июня 1983 года, поздно вечером, проходя под волжским мостом, теплоход "Суворов" вошел не в тот пролет, как полагается по правилам навигации, и врезался в металлическую конструкцию моста. В результате аварии погибла масса людей, существенные повреждения получили теплоход и мост. Что творилось в те дни в самом Ульяновске? Об этом корреспонденту "СК" рассказали очевидцы страшных событий.
Город закрыли
Казалось, город перешел на осадное положение. Документы проверяли даже при выходе с железнодорожного вокзала. В аэропорту - тоже усиленная проверка. Несколько встречающих негромко спрашивали, нет ли среди прилетевших родственников пострадавших. Их отводили в специально созданный штаб, там искали фамилии по спискам пассажиров теплохода, давали первую информацию.
В транспорте и на улице - разговоры только о катастрофе. Но никто ничего толком не знал. Ни одна местная газета ни строчки не написала о трагедии. Тут сработала цензура. А короткая информация ТАСС не давала ответов ни на один вопрос. Поэтому по городу поползли слухи. Говорили, что это диверсия, что судно захватили бандиты. Ходила версия о пьянстве экипажа, который не увидел нужный пролет.
Всех родственников пострадавших селили в гостиницы, посторонних туда не пускали. Больницы и школы были переустроены под госпитали. В них находились уцелевшие, но раненые пассажиры с "Суворова". Все эти объекты тщательно охранялись милицией. Администрациям гостиниц, где жили родственники, запрещалось выдавать любую информацию, даже просто называть фамилии постояльцев.
В Ульяновск прилетели члены правительственной комиссии по расследованию причин аварии. Их поселили в "Венце". Разумеется, в эту гостиницу никого не впускали. Нужен был спецпропуск. Ульяновская пресса рассказывала, как первый зам председателя Совмина СССР, председатель правительственной комиссии Гейдар Алиев посетил Мемцентр и встретился с трудящимися.
Мародеры снимали с трупов одежду
Волжский мост на время вышел из строя. Удар теплохода искривил и разрушил рельсы. К шестому пролету, где произошла авария, подогнали понтон, две баржи, буксир и плавкран. Над Волгой постоянно летали вертолеты, а под водой работали водолазы. Они искали на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Надо было найти ответ на вопрос, почему "Суворов" пошел в шестой пролет, который был мал для судов такого класса.
Сам теплоход стоял в небольшом заливе, на другом берегу реки. На его борту жили члены экипажа, которых, как и корабль, тщательно охраняли. Каждый день шли допросы. Следствие столкнулось с первой трудностью. Оказывается, никто не знал, сколько точно было пассажиров.
Едва весть о страшной аварии облетела Ульяновск, как появились мародеры. Они ходили по берегу реки, выискивая вещи пассажиров с теплохода. Были случаи, когда мародеры вылавливали трупы и раздевали их.
Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях были созданы отряды помощи. Они работали в больницах, на транспорте. Ульяновск ощутил нехватку гробов. В срочном порядке их стали изготавливать на местных заводах.
Все отловленные в реке тела, а среди них было много изуродованных и раздавленных, свозились в морги. С ними работали судмедэксперты.
В больницах из операционных по нескольку часов не выходили хирурги: у многих пострадавших были рваные раны.
Кто крайний?
Многие винили железнодорожников, мол, на шестом пролете стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит судоходного пролета. Светлую будку могли принять за прямоугольник, который обозначал проход. Но, говорят, железнодорожников тогда оправдал Алиев.
Позже причинами катастрофы назовут халатность и обыкновенное разгильдяйство. Следствие также пришло к выводу, что капитан (чудом выживший) самоустранился от спасения пострадавших и не обеспечил дисциплины на судне. Суд приговорил капитана "Суворова" к 10 годам лишения свободы. В заключении он пробыл шесть лет, потом по состоянию здоровья его освободили. Но на свободе он прожил недолго. В 1990 году умер от инфаркта.
О тех страшных днях напоминает сегодня большой черный крест, который поставили ульяновцы вблизи места аварии.
Дмитрий ЛАНСКОЙ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz