UCOZ Реклама
Найдете здесь организационная структура компании и т.п.

Свежий номер...

Суббота 8 февраля 2003 года №20-21



Штирлиц с татуировкой "Слава" на руке
После "Войны и мира" решил бросить кино


Сверстники вспоминают, что в школе Тихонова прозвали Чечеткой за энергичный нрав, он разводил голубей, лазал в сады за яблоками, курил, сделал себе наколку на руке "Слава" и совсем не участвовал в самодеятельности. Все были поражены, когда узнали, что Слава пошел в актеры. Отец был механиком по ткацким станкам. Он гнул свое: "Никакого кино, ты должен заниматься техникой, как я". Мама - воспитательница в детском саду - предлагала поступить в Тимирязевскую сельхозакадемию, чтобы "быть ближе к продуктам". Но внука поддержала старенькая бабушка. И Тихонов поехал в Москву, во ВГИК.
- Меня не приняли, - вспоминает Вячеслав Васильевич. - Но мне повезло. Война к тому времени кончилась, а большинство ребят еще не были демобилизованы, на курс набрали в основном девочек. И тогда вспомнили, что среди прочих поступавших фигурировал я, что-то там читал не хуже всех. И меня взяли на один испытательный семестр. После чего я получил "четверку" по актерскому мастерству и стал студентом на законных основаниях.
С фильма "Дело было в Пенькове" начался взлет популярности Тихонова. Но к каждой новой роли он относился с сомнением. Даже после шумного успеха в "Оптимистической трагедии", когда ему позвонил Сергей Бондарчук с предложением сняться в "Войне и мире", актер засомневался, стоит ли ему браться за роль князя Андрея. Да и Бондарчук, видимо, сомневался в Тихонове. Сначала на роль был утвержден Смоктуновский, но тут ему предложили сниматься в "Гамлете", и он уехал. Следующей кандидатурой был Олег Стриженов (ему прочили еще и роль Анатоля Курагина). Но не вышло и со Стриженовым. И тут министр культуры Екатерина Фурцева, которая следила за съемками "Оптимистической трагедии", посоветовала Бондарчуку Тихонова.
Хотя "Война и мир" получила "Оскара", Тихонов был разочарован результатом работы. Окончательно и бесповоротно решил уйти из кино. Но его друг режиссер Станислав Ростоцкий предложил ему сценарий "Доживем до понедельника". "Если ты мне друг, - сказал он, - ты должен играть". Лишь позднее актер понял причину такой настойчивости: и он сам, и учитель Мельников стояли перед выбором - уйти из профессии или остаться. Оба остались.
Мордюкова предпочла ему любовника
Лишь самые близкие знают про первую большую любовь Вячеслава Тихонова - Юлю Российскую. Она училась на год младше в школе и была необыкновенно хороша. Они дружили в девятом и десятом классах. Юля, активистка и отличница, окончившая школу с золотой медалью, приглянулась родителям Тихонова. Но из-за его ревности у них часто возникали размолвки. Этим воспользовался бывший одноклассник Юли Володя Щепетильников, ставший ее мужем. Свои сердечные тайны Юля доверяла сестре актера - Ольге Соколовой.
- После очередной размолвки брат уехал на съемки "Молодой гвардии" и как провалился, - вспоминает Ольга Васильевна. - Юля приходила ко мне, плакала: "Оль, Слава мне все не пишет, а Володя настаивает на женитьбе, я ведь так и выйду замуж за другого!". Как позже выяснилось, Нонна Мордюкова перехватила Славу. На съемках она крепко взяла его в свои руки. Известие о ее беременности всему положило конец. Юля пришла и сказала: "Олечка, передай прощальную записку Славе. Я выхожу замуж, но люблю только Славу!". Она, и будучи замужем, с тоской глядела на Вячеслава. А он долго переживал, может, оттого и остался холодок в его сердце. Нонна часто обвиняла его в холодности.
Родители Тихонова не сразу приняли невестку и даже внука. Володя маленький ездил вместе с папой и мамой на съемки. Но вскоре сердца бабушки и дедушки растаяли, и они воспитывали внука до седьмого класса. О разводе Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова ходило много слухов. Невольным свидетелем разрыва оказался директор картины "Чрезвычайное происшествие" Григорий Чужой. Он рассказывает:
- Летим в Москву. Славе нужен был загранпаспорт, одежда и т.д. Переночевать собирались у них с Нонной, а на рассвете лететь в Чехословакию. Поскольку ключи от московской квартиры Слава забыл в Гаграх, мы позвонили в дверь, но нам не открывали. Сели мы со Славой на ступеньки - ждем-с. Тут соседка: "А вы звонче звоните! Нонночка дома. У нее гости". Звоним настойчивее - глухо! Тогда Слава говорит: "А теперь я уж точно не уйду отсюда всю ночь". Не оставлять же его одного! Опускаемся опять на ступеньки, курим... Через час открывается дверь, на пороге - улыбающееся "лицо кавказской национальности". Нонна провожает его в накинутой на голые плечи шали, обнимает, целует и что-то шепчет на ухо. Но тут, увидев нас со Славой, бледнеет. Слава молча проходит в квартиру, собирает вещи и так же молча выходит. Так и закончился брак Тихонова с Мордюковой. Казалось бы, я ни при чем, однако Нонна Викторовна не разговаривает со мной вот уже более сорока лет.
Сын Володя учился тогда в шестом классе. Он встречался с отцом тайком от матери в гараже. Когда Владимир вырос, он поселился отдельно от родителей, увлекся наркотиками и погиб, по версии врачей, от передозировки. В фильме "Русское поле" по сюжету Нонна Мордюкова хоронила сына, которого играл Владимир Тихонов. Говорят, это плохая примета, и она сбылась в жизни.
Со второй женой - Тамарой Ивановной - Вячеслав Васильевич познакомился на съемках фильма "Доживем до понедельника". Тамара - она работала учительницей - была консультантом фильма. Ей исполнилось 25 лет, а ему - 40. Тамара уже была замужем, развелась, первый и единственный ребенок, дочка Анна, родилась у нее от Вячеслава Тихонова. По слухам, их семейному благополучию мешала ревность жены. Будто бы Тихонов отрывался от съемок, чтобы позвонить ей и спросить разрешения на участие даже в самых безобидных любовных сценах.
Инфаркт, инсульт, автокатастрофа
Уже давно Вячеслав Тихонов живет один на даче на Николиной горе. Его жена - в московской квартире. Он ловит рыбу, часто встречается с дочерью, помогает ей в работе - она сейчас возглавляет студию "Актер кино". Обслуги или помощников у Тихонова нет. Поэтому продукты и лекарства ему привозят сотрудники благотворительного общественного фонда "Созвездие".
В июне в прессе появилась информация, что Тихонов перенес инсульт. Кроме того, недавно артист попал в аварию на своей машине "Нексия" (которую ему подарили на 70-летие). За рулем автомобиля он почувствовал себя плохо, потерял управление и врезался в дерево. Осенью стало известно, что Вячеслав Васильевич лежит в ЦКБ с инфарктом. Сердце заболело на даче. Неподалеку находится военный госпиталь, и родные привезли его туда. Доктор в приемном отделении начал заполнять карту: "Фамилия, имя, отчество?" - "Тихонов Вячеслав Васильевич". Он спрашивает дальше: "Воинское звание?" - "Штандартенфюрер", - ответил актер. Доктор поднял глаза, вгляделся: "Ох, извините, не узнал"...
В ЦКБ в одно время с Вячеславом Тихоновым лежала Татьяна Лиознова, режиссер "Семнадцати мгновений весны".
Спецзадание не в кино, а в Латинской Америке
Оказывается, разведзадание Вячеслав Тихонов выполнял не только в кино, но и в жизни. Во время гастролей в Латинской Америке актера попросили не в дружбу, а в службу передать специальному агенту в Аргентине секретный пакет. В случае провала он должен был съесть шифровку, но, к счастью, этого делать не пришлось.
Еще один малоизвестный факт. До "Семнадцати мгновений весны" Тихонов пробовался на роль советского разведчика Ладейникова в фильме "Мертвый сезон". Говорили, что сценарий писался именно на него, но режиссер Савва Кулиш предпочел Баниониса.
По шаблону у Штирлица должны были быть гитлеровские усики. Тихонов и сделал себе такие для кинопробы. Они дорожкой торчали из-под носа. Когда его фото показали Лиозновой, она пришла в ужас. Да и сам актер, увидев этот снимок позже, признался: "Действительно, кошмар".
Сцены встречи Штирлица с женой не было в сценарии Юлиана Семенова.
- Мы его придумали сами, - говорит Вячеслав Тихонов. - Я подружился с одним очень интересным человеком, полковником госбезопасности, бывшим советским резидентом в Англии, которого мы потом выменяли на сотрудника английской разведки. Звали его Конон Молодый. К тому времени, как начали снимать "Семнадцать мгновений...", его уже не было в живых. Но я запомнил его рассказ о том, как ему устроили встречу с женой. И этот рассказ меня потряс - сколько за всем этим было риска, опасности провала, как точно нужно было их свести минута в минуту друг с другом! Я вспомнил этот рассказ и поделился с Лиозновой. Она решила уйти от реальной ситуации, имевшей место в жизни разведчика, и разлучить нас с женой, посадив по разным углам кабачка.
Во время съемок любого фильма возникает много условностей. Например, переход пастора Шлага на лыжах в Швейцарию снимали на Кавказе, в Бакуриани. А самоубийство профессора Плейшнера - в Риге, причем в разных домах. Но в "Семнадцати мгновениях..." по недосмотру проскочили откровенные ляпы. Такие, например. В эффектном финале Штирлиц прилег отдохнуть на немецкую лужайку. А мимо него проносились "Жигули", зиловский самосвал с прицепом, видимо, победа была совсем близко. Штирлиц на вокзале садится в поезд (немецкий, естественно), а когда он подходит к дверям вагона, можно отчетливо прочитать по-русски: мест для сидения - столько-то, для лежания - столько-то. У Штирлица была машина с грузинским номером (забыли снять). Когда Штирлиц прощается с агентом на вокзале у поезда (там, где "незачем тащить это через три границы"), он стоит у вагона, на котором выбита надпись: "Тара 58 тонн". В сцене на аэродроме, когда по навету Штирлица Вульфа возвращают с сепаратных переговоров с американцами, его встречают на "уазике", а выходит актер Лановой из "Ли-2".
Оказывается, Юлиан Семенов собирался писать продолжение о Штирлице. Действие там развивалось с мая 1945-го по 1947 год. А начало такое. Штирлиц с портфелем, где лежат засекреченные финансовые документы, выходит ночью из бункера. Замечает на улице советского солдата и бросается к нему. Но так как на полковнике Исаеве форма СС, паренек дает по нему автоматную очередь. После этого нацисты спасают Штирлица, выхаживают и переправляют в Латинскую Америку. Сценарий этот закончен не был.
Софья РЫЖОВА,по материалам Интернет-изданий.
Досье
Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Окончил ВГИК. С 1950 года - актер Театра-студии киноактера. В кино - с 1948 года (первая роль - Володя Осьмухин в "Молодой гвардии"). С 1957 г. - актер киностудии им.Горького. Снялся приблизительно в 50 фильмах. Лауреат Госпремии СССР (1970 г., "Доживем до понедельника"), лауреат Госпремии РФ (1976 г., "Семнадцать мгновений весны"), лауреат Ленинской премии (1980 г., "Белый Бим черное ухо"), народный артист СССР (1974 г.). Кинопремия "Ника" в номинации "За честь и достоинство".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz