Что может сделать новое Законодательное Собрание Ульяновской области? Является ли оно реальной силой? Такую самопроверку в коридорах власти решило сходу устроить себе ЗС третьего созыва. Решило по инициативе парламентского меньшинства, которое заодно проверяет, будет ли услышан его голос на благо области? Проверочным "прибором" выбрано некогда процветавшее предприятие "Симбирскспиртпром", чье имущество в начале января распродается с молотка. Депутаты хотят его спасти.
Сопротивление сломлено?
Нынешнее меньшинство областного ЗС находится в оппозиции курсу, проводимому командой губернатора Шаманова. Считает, что этот курс углубляет кризис в Ульяновской области и ухудшает жизнь простых людей. В прошлом составе ЗС несогласных с действиями обладминистрации было побольше, однако даже тогда Собрание не смогло реально влиять на ситуацию - многие депутаты вынуждены были расписаться в собственном бессилии что-либо улучшить. Чего стоят одни многомесячные споры о разбазаривании областной собственности.
Сегодня областной парламент почти наполовину состоит (от числа избранных) из сторонников партии власти "Единая Россия", в центральные руководящие органы которой входит и губернатор Шаманов. Значит, этих депутатов и губернатора можно считать соратниками. Формально с "Единой Россией" ("ЕР") в ЗС сегодня связаны 11 депутатов. Достаточно склонить на свою сторону еще трех-четырех человек, и можно без проблем продавить практически любой вопрос. Выходит, сопротивление парламентской оппозиции окончательно сломлено и единственное ее оружие - срыв заседаний?
Меньшинство ЗС пока с таким уделом не согласно. Выборы спикера, вице-спикеров, председателей комитетов прошли как по маслу: оппозиция без лишнего шума уступила инициативу единороссам, согласившись не блокировать начало работы Собрания. Но сразу после дележа портфелей депутаты других фракций решительно напомнили о себе. Коммунисты призвали спасать остатки областной собственности: депутат Аладин заявил, что в недрах обладминистрации уже готовы законы о распродаже последнего госимущества. Представители блока "Народ за Фролыча" пообещали поднять вопрос о прямом президентском правлении в Ульяновской области, если Шаманов не изменит своего отношения к ней. Но первым делом решено было спасать обанкротившееся предприятие "Симбирскспиртпром".
Кто чего стоит?
О полном развале алкогольной индустрии в нашей области за годы правления нынешней обладминистрации "СК" писал не раз. Апофеозом крушения столь прибыльного бизнеса стал назначенный на 16 января 2004 года аукцион по продаже имущества предприятия "Симбирскспиртпром" со стартовой ценой 140 млн рублей. На торги выставлены в том числе и флагманы местной винокуренной отрасли - ульяновские спиртовой и ликероводочный заводы. Оппозиционные фракции ЗС предложили вмешаться в ситуацию и остановить смерть предприятия, которое приносило когда-то значительные доходы в областную казну.
Конечно, в первую очередь спасательные меры должна бы принимать обладминистрация: законодатели не могут заменить исполнительную власть. Но и стоять в стороне при таких делах нельзя. Более того, речь идет об ответственности исполнительной власти за свои слова. Чиновники три года постоянно обещали развить в Ульяновской области производство спиртного, бороться с "левой" водкой, а вышло все наоборот. У ЗС есть свои законные способы вмешаться в ситуацию. Правда, для этого, возможно, придется конфликтовать с администрацией.
Оригинальный метод спасения "Симбирскспиртпрома" предложил депутат Володарский: выкупить предприятие 16 января на аукционе за бюджетные деньги. Для этого использовать резервный фонд губернатора, часть средств на "придворные" СМИ и деньги на помощь хоккейному клубу. Жест красивый, но неполноценный. Выкупить "ликерку" мало, главное - ее нужно запустить, разработать пути восстановления, привлечь для этого инвестиции.
В итоге ЗС решило создать рабочую группу в составе депутатов Когана (ЛДПР), Алексейчика (КПРФ), Володарского ("Народ за Фролыча") и Литвинова ("Единая Россия") для срочного изучения вопроса и выработки предложений. Хорошо, что в процесс вовлечены и местные единороссы: борьба за сохранение в области доходного предприятия станет проверкой и для них. Ведь они обещали действовать в интересах всех ульяновцев, а не отдельных чиновников.
Задуманная депутатами операция по спасению "Спиртпрома" может дать ответы на многие вопросы. Будут ли прислушиваться в ЗС к конструктивным предложениям оппозиции? Не хотят ли ее отдельные представители просто набить себе цену, чтобы удобнее было торговаться с той же администрацией - такое в ульяновском парламенте уже случалось. Способно ли ЗС влиять на жизнь в Ульяновской области - на экономику, социальную сферу? Или станет по-прежнему принимать к сведению факты банкротства предприятий, отмечая, что это плохо?
Владимир ПУГАЧЕВ.