UCOZ Реклама
Балконная дверь деревянная купить подробнее.

Свежий номер...

Суббота 14 сентября 2002 года №135-136



Кончаловский из рода Михалковых


Андрею Кончаловскому, первому из наших режиссеров, удалось стать своим среди чужих в Голливуде и в мировом кино. Поначалу было: "Кто такой? Режиссер из Турции? О, из России?" - это все равно, что чувствовать себя бурым медведем среди фламинго. Он торговал в Штатах черной икрой, привезенной с родины, продавал знакомым звездам - Милошу Форману, Барбаре Стрейзанд. На двухкилограммовую банку икры можно было жить два месяца. Он был счастлив, когда ему позволили монтировать фильм под присмотром продюсера - ему, побывавшему в жюри и в конкурсе Каннского фестиваля, имевшему призы Венеции и Сан-Себастьяна. Его книги пестрят именами великих актеров и режиссеров мирового кино: у подножия Фудзиямы он выпивал с Куросавой, бывал у Марлона Брандо, дружил с Копполой, ссорился со Сталлоне, у него был роман с Маклейн. Проще назвать, с кем он не знаком. О нем говорят, что, пока его коллеги задыхались здесь, он благоденствовал на Западе, и до сих пор не могут простить, что он добился там успехов.
А "Оскара" все-таки получил брат Никита.
Старший брат в своей книге-бестселлере откровенно обозначил чувство ревности к младшему: "Очень сильное чувство. Завидую!" - признается он. Андрей всегда был уверен, что все знает лучше. А теперь у него ощущение, что он - младший брат, а Никита - старший. Правда, "оказалось, что положение младшего гораздо удобнее". Никита Сергеевич на трибуне в обшарпанном Белом доме Союза кинематографистов на фоне стола с мятой, криво постеленной скатертью проповедует что-то в очередной раз о спасении Отечества и отечественного кино. А Андрей Сергеевич на фестивале со свежим загаром в белоснежных шортах и с молодой подругой, после премьеры раздающий с ослепительной улыбкой интервью, мечтающий... водить вертолет и иметь фабрику по производству галош.
По мнению Кончаловского, эмиграция Андрея Тарковского была для него губительна. "Он и заболел от нервов, я думаю. И не надо было ему уезжать. Это все его Володя Максимов разагитировал. Я отговаривал. Перед той пресс-конференцией мне наше киноначальство сказало: "Андропов лично гарантировал ему безопасность, пусть он вернется". Андрею показалось, что я его уговариваю, потому что я - агент КГБ. Потом он мне повстречался в Париже и сделал большие глаза: "Ты что здесь делаешь?" - "То же, что и ты, живу". - "Нет, у нас тут разные дела", - ответил он и прошел мимо". Недавно Андрей Кончаловский заявил, что он собирается работать над документальным фильмом об Андропове.
Кончаловский не раз заявлял, что не чувствует себя иностранцем в принципе, не конвертируется. "Один англичанин написал: проблема русских в том, что они белые. Были бы они коричневые или желтые, никакого недоумения бы не возникало. "Крейзи рашн" ведет себя неадекватно, в споре перебивает, не слушает противную сторону, ждет, когда можно будет повторить то, что уже сказал. Я был таким. Я изменился в определенном смысле, но мало. С трудом научился коротко говорить по телефону". Так же несопоставимы позиции режиссера в России и на Западе.
- Мы снимали "Ближний круг" в России. Боб Хопкинс играл Берию. Он получил за 10 дней миллион долларов. 10000 долларов в час. Представили себе, да? Мы снимали одну сцену - "Берия в пенсне". Хорошо, отрепетировали, начали снимать. Так, пожалуйста, пенсне! Нет пенсне. Где пенсне? Где реквизитор? Заперла в сейфе и ушла в очередь за квашеной капустой. Мы полтора часа простояли. Продюсер не понимал, в чем дело. Я делал вид, что думаю, репетирую. Американские режиссеры, которые к нам приезжают, говорят: у вас все не работает. Я говорю: все работает, только не так, как вы хотите.
Сейчас Кончаловский продает свой дом в Америке на берегу Тихого океана, он сделан из вишневого дерева, похож на дом Онегина, поэтому режиссер хочет продать его русскому. После смерти мамы Андрей Сергеевич переехал в ее дом. Кроме того, у него есть квартира в Париже. Путешествия играют в жизни Кончаловского особую роль. Всем своим женам он дарил путешествия. А их, по словам самого Андрея Сергеевича, у него было семь "законных" и семеро детей. Почти все жены были актрисами. Наталья Аринбасарова родила ему сына Егора. Режиссер изменил ей с голубоглазой татаркой "французского разлива" Марией Мериль, но так на ней и не женился. Правда, второй женой стала именно француженка - актриса Вивиан Годе, тоже родившая ему ребенка. Позже Кончаловский завязал роман с белорусской актрисой Ириной Брызговка, которая родила внебрачную дочь Дашу. Режиссер ушел от Иры по-английски, даже не попрощавшись, он уехал в Америку на несколько лет. Затем связал свою судьбу с танцовщицей Марией Мартыновой, которая родила ему двух очаровательных девочек - Наташу и Лену. В мае 2000 года Кончаловский вновь женился на молоденькой выпускнице Минского театрального института Юлии Высоцкой. Она родила ему двух "новеньких девочек", как называет дочек отец. В обширном списке романов Андрея Кончаловского числятся и Марианна Вертинская, Жанна Болотова, Джина Лоллобриджида.
Нынешняя жена Кончаловского, Юлия Высоцкая, сыграла главную роль в его последнем фильме "Дом дураков". Картина получила на Венецианском фестивале специальный приз - "Гран-при" и вторую по значимости премию. Режиссер опять при регалиях и небеден идеями.
- У меня фильм, строго говоря, не о войне. Подлинная история. Действительно, стоял такой дом на границе Чечни и Ингушетии, психиатрическая больница. Когда война началась, персонал разбежался. Люди стали устраивать свою жизнь сами. Появились свои диктаторы, свои диссиденты, революционеры, шуты... Это локальная картина. Герои фактически не выходят со своего двора. Снимали в Геленджике и под Москвой. "Полет над гнездом кукушки", но наоборот. У Формана психушка была метафорой тоталитарного социума, из которого надо любой ценой вырваться. А у нас, напротив, - весь мир сошел с ума, и только внутри психушки сохранилось подобие человеческих отношений. Идея бегства на свободу сменилась идеей бегства от свободы. Это трагикомедия. Сплошной праздник, но с кровью. Самый наш жанр.
О свободе Андрей Кончаловский выражается определенно и внятно: "Единственный принцип, которому я неукоснительно следую, - человек свободен делать все, что ему заблагорассудится, и за это отвечать".
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернет-изданий.
Досье
Андрей Сергеевич Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве. Его мать, Наталья Кончаловская, вошла в историю русской словесности как автор книги "Наша древняя столица". Отец - детский писатель, баснописец, драматург, автор слов трех государственных гимнов. Дед Андрея Сергеевича, Петр Кончаловский, был одним из мастеров знаменитой художественной группы "Бубновый валет", а прадед, Василий Суриков, - всемирно известный художник-передвижник. На его генеалогическом древе можно найти гербы фамилий Романовых, Пушкиных, Толстых, Ржевских, Одоевских, Михалковых.
Окончив в 1952 году Центральную музыкальную школу, Андрей Кончаловский поступает в музыкальное училище при Московской консерватории (1953-1957), а потом - и в саму консерваторию (1957-1959 по классу фортепиано). В 22 года он зачислен во ВГИК (мастерская Михаила Ромма). В студенческие годы Кончаловский сдружился с Андреем Тарковским. Они вместе написали сценарии к фильмам "Иваново детство", "Андрей Рублев". Впоследствии Андрей Сергеевич пишет сценарии к фильмам "Лютый", "Ташкент - город хлебный", "Конец атамана", "Седьмая пуля", "Поклонник", "Ждем тебя, парень", "Транссибирский экспресс". Первая самостоятельная полнометражная постановка - "Первый учитель" по Ч.Айтматову (премия за лучшую женскую роль МКФ в Венеции, 1966; премия МКФ в Йере, 1967). В 1967 году поставил деревенскую драму "История Аси Клячиной", где почти все роли играют жители тех мест, фильм не пропустила цензура, и он 20 лет пролежал на полке. Экранизировал "Дворянское гнездо" Тургенева и "Дядю Ваню" Чехова (приз МКФ в Сан-Себастьяне, 1971). Ставит поэтическую драму "Романс о влюбленных" (главный приз МКФ в Карловых Варах, 1974). Работает над эпопеей "Сибириада" (приз жюри МКФ в Канне, 1978). В 1980 г. удостоен звания народного артиста РСФСР и уехал работать в Голливуд. Снимает фильмы "Возлюбленные Марии", "Гомер и Эдди" (Гран-при в Сан-Себастьяне) и другие. Из-за ссоры с продюсером во время съемок "Танго и Кэш" досрочно расторг контракт.
Вернувшись в Россию, поставил "Ближний круг" (копродукция с США и Италией), "Курочку Рябу" (продолжение темы "Аси Клячиной"). В 1997 г. Кончаловский выпустил на американские телеэкраны фильм "Одиссей" (самый дорогой проект в истории телевидения, вложено $40 млн).
Всего Андреем Кончаловским создано 17 лент. Им сделаны театральные постановки: "Чайка" в парижском "Одеоне", оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" в Ла Скала и Бастилии, "Война и мир" С.Прокофьева в Мариинском театре. Написаны книги "Параболы замысла", "Низкие истины" (1998) и "Возвышающий обман" (1999). 20 августа 1997 г. указом президента Андрей Кончаловский награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
В 2002 году его фильм "Дом дураков" получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz