UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 1 октября 2002 года №145



Приехала из Парижа на родину предков


В дни памяти Ивана Александровича Гончарова наш город посетила внучатая племянница любимой женщины писателя Елизаветы Васильевны Толстой. Ольга Иосифовна Лаиль приехала из Парижа. С Ульяновском ее связывают одновременно еще несколько имен: она потомок симбирских дворян Ильиных, Толстых, Воейковых. Мадам Лаиль гуляла по сохранившимся улицам старого Симбирска, повторяла: "Как все грустно. Революция разрушила город".
Судьба симбирянки Ольги Ильиной влилась в бурную реку постреволюционной жизни белой эмиграции. Ее отец Иосиф Сергеевич Ильин в 1918 году принял сторону чешских мятежников. После разгрома с женой и двумя дочерьми уехал в Харбин. Служил на Китайской восточной железной дороге. От бытовых проблем сбежал из семьи с подругой матери. Мама Ольги, Екатерина Дмитриевна, как истинная дворянка не умела даже заваривать себе кофе. Семью спасло только ее образование: она закончила Бестужевские курсы, говорила на пяти языках, поэтому могла зарабатывать частными уроками и статьями в русскоязычной газете.
Когда началась японская война в Китае, хороший знакомый семьи Ильиных, мсье Массне, брат композитора Массне, вывез Ольгу в Индокитай. Но война выгнала и оттуда и закинула ее во Францию, где она живет и сегодня.
Сестра Ольги Иосифовны Наталья из Китая вернулась в Россию, закончила литературный институт. Ее, к счастью, миновали репрессии. Наталья Ильина известна как автор книг об эмигрантах в Харбине.
После смерти Сталина, приехав к дочери в Москву, Екатерина Дмитриевна в антикварном магазине случайно увидела портрет своей тети Елизаветы Васильевны. Она знала эту картину кисти Николая Майкова, бог весть как оказавшуюся теперь в художественном салоне, и, конечно же, поспешила купить. Спустя много лет сотрудники гончаровского музея найдут владельцев портрета единственной женщины, которую любил Гончаров. Ульяновский художник Борис Клевогин снимет копию, и она украсит один из залов музея писателя. А Гончаровский музей приобретет в лице Ильиных-Лаиль друзей, благодаря которым экспозиция пополнится фотографиями, письмами, касающимися классика.
На встрече с журналистами в музее мадам Лаиль рассказала, что всегда скучала по сестре, интересовалась Россией. Чтобы чаще здесь бывать в полные запретов советские времена, она придумала спасительную уловку. В Париже она начала организовывать группы туристов для поездки в Москву, Ленинград, по Золотому кольцу. Желающих хватало на то, чтобы ездить несколько лет подряд. Таким образом эмигрантка сумела побывать даже в Сибири.
О своей жизни Ольга Иосифовна Лаиль написала книгу, в которую вошли главы о ее знаменитых предках из Симбирска. Например, о климатологе Воейкове, по книгам которого в России учатся до сих пор, приведены воспоминания матери, в которых она рассказывает о дяде как о путешественнике. Своих детей у него не было, так что в поездки он нередко брал племянницу Катю. Она же все время пребывала в страхе, что дядя ее когда-нибудь забудет на лесной опушке или в горном селении, потому как рассеяннее человека Катя не встречала.
Дед Ольги Иосифовны Дмитрий Иванович Воейков был одним из основоположников асфальтного дела в России, что зафиксировано и в словаре Брокгауза. Асфальтом из его заводов в свое время впервые были залиты дорожки Карамзинского сквера, тротуар на Малой Саратовской, полы спальных корпусов кадетского училища.
Во Франции женщины поколения мадам Лаиль - ревностные хранительницы домашнего очага. Как правило, они не работают, а занимаются воспитанием детей. "Поэтому раньше не было разводов, а теперь разводятся все", - говорит Ольга Иосифовна. Она воспитала двух дочерей - Веронику и Екатерину. Первая - преподаватель русского языка в Сорбонне. Вторая - жена английского посла в Вашингтоне.
- Катя живет в одном из красивейших домов Вашингтона, - рассказывает Ольга Иосифовна. - В это время двое ее сыновей обитают в маленьком германском городе, отгороженные от всего мира. Это наша семейная трагедия - Александра и Константина разлучили с матерью. Катя была замужем за немцем. Семья жила в Лондоне. После развода бывший муж уехал на родину, маленьких сыновей Катя всегда отправляла на лето к отцу. Однажды их не вернули. Таковы немецкие законы: если мать - иностранка, то дети остаются с отцом. Семь лет мы не видели детей, на все наши звонки нам отвечают, что мальчики не хотят с нами общаться. Катя выступала в сенате, за нее перед немецким правительством просили Клинтон и Буш. Но немцы понимают только бомбы. Теперь мы ждем совершеннолетия Александра и Константина, которым сейчас 17 и 15 лет. Возможно, у нас появится шанс.
Кроме писательской работы и семейных забот, Ольга Иосифовна занимается благотворительностью. В Париже она создала целое общество людей, желающих помогать российским детям. Она считает, что должно расти здоровое поколение.
Мадам Лаиль, уезжая из Ульяновска, обещала приехать вновь с дочерью Катей. Возможно, визит состоится следующим летом.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz