UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 6 ноября 2002 года №165-166



Камбурова не фифа
Так сказала о певице Фаина Раневская


Елена Камбурова - единственная актриса на нашей эстраде, которая хранит традицию исполнять песни, в основе которых настоящая поэзия. Концерт Елены Камбуровой - это мини-спектакли, продолжающиеся два часа без передышек и пауз. Выступление в зале Мемцентра не стало исключением. Темперамент, страстность, пронзительность чувств актрисы обжигали слушателей.
- Елена Антоновна, меняются времена, люди, музыка, а Вы остаетесь верны себе, высокому искусству. Как Вы поддерживаете огонь в своей душе?
- Однажды я ступила на материк из песен, я тогда не поняла, какую огромную роль в моей жизни они сыграют. Песни стали моими воспитателями, учителями. Когда уж совсем становится тяжело, вспоминаю слова Левитанского: "Спаси меня, моя работа". И она спасает. Как костерок, который, как бы ветра ни задували, не перестает греть. У меня есть песни, способные духовно восстанавливать. Мне раз пять приходилось выступать в дни траура: в Риге, Киеве, теперь в Москве. Я поняла, что не только для меня значимы мои песни, на них, как на огонек, слетаются люди. Мои зрители - это мои потенциальные друзья. Энергетика зрительного зала меня заряжает. Я как ванька-встанька, где упаду, там и встану.
- Вам судьба подарила удивительные встречи - с Фаиной Раневской, Роланом Быковым, Микаэлом Таривердиевым.
- Я верю в чудеса. Встреча с Раневской была одним из главных чудес в моей жизни. Как можно было предположить, что моя первая и по сути последняя работа на радио в жанре художественного слова будет услышана Раневской? Она находилась на гастролях в Ленинграде, включила радио и услышала "Сказки об Италии". Даже нашла время написать мне письмо на радио с совершенно невозможными комплиментами. Я не могла поверить! Мне даже в голову не пришло позвонить, написать в ответ. Несколько лет спустя меня в ее дом привел случай. Мы вспомнили "Сказки", Раневская характерным голосом сказала: "Хорошо, что Вы не фифа". Я думала, что это мой последний визит. Но нужно было подписать одно письмо, снова судьба меня привела к ней. И тогда протекцию сослужила ее собака: Фаина Георгиевна увидела, как я отношусь к животным, и сказала: "Приходите всегда". Потом я довольно часто у нее бывала. (Свои последние три Новых года Фаина Раневская встречала только с Камбуровой. - Авт.).
Мы были очень дружны с Роланом Быковым. Когда появились первые микрофоны, он мне прочитал целую лекцию об их технических возможностях. С тех пор я предъявляю очень высокие требования к аппаратуре. От Ролана Быкова я впервые услышала слово "мюзикл". Мы хотели создать первый в СССР мюзикл "О дожде" по произведениям Бэллы Ахмадулиной. Не случилось.
В работе с Таривердиевым я впервые по-настоящему поняла, как можно уважительно относиться к музыке и слову. У нас были непростые отношения. Мне больно было читать о себе в его воспоминаниях, но Бог ему судья.
- Наши дети, слушая в "Ералаше" "Мальчишки и девчонки, а также их родители", в "Спокойной ночи, малыши!" - "Спи, моя радость, усни", и не предполагают, что эти песни исполняет Елена Камбурова. Какие детские проекты у Вас есть еще?
- Я записывала много мальчишечьих и девчоночьих голосов, голоса животных в мультфильмах, на студии имени Горького. А в моих концертах присутствуют детские краски, поскольку мне до сих пор не хочется расставаться с моим детством. Поэтому сохраняется и голос. Однажды с пленкой песни из "Ералаша" что-то случилось. И ко мне обратились, было заметно, что с большой опаской, не смогу ли я в точности повторить старую запись. Она была сделана десять лет назад. Я повторила. Никто не заметил разницы.
Есть проекты для детей в моем Театре музыки и поэзии. Идут спектакли удивительной актрисы, певицы Елены Крещинской, которая сама делает сценарии, кукол, декорации. Проходит цикл концертов барда Андрея Крамаренко, поэтические встречи Вадима Левина. У меня большие планы работы с детьми. По этому поводу меня часто спрашивают: "Ну зачем сейчас нужно воспитывать в детях трепетные чувства, каково им придется в нынешней жизни?". Я думаю, что из этих детей вырастут люди, внутри которых будет заряд нежности, порядочности, появится и мужество отстаивать эти ценности. Я живу в своих песнях, но и меня, как и всех остальных, оскорбляют в вагонах, магазинах. Но у меня есть мой мир, он меня и держит. Поэтому нестрашно воспитывать тонких людей, умеющих философски относиться ко всему грубому, пожалеть невежественных, как увечных.
- Что Вы вспоминаете из своего детства?
- Говорят, что человек до семи лет вырабатывает программу всей последующей жизни. Я бы все же откорректировала подобное представление. Мое детство длилось лет до 18. Я была слишком стеснительна, очень много плакала по разным поводам. В юности мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. Школьные сочинения писала в рифму. Потом поняла, чем поэзия отличается от графоманства. Я уверена, что человек может себя воспитывать до последней минуты своей жизни. Потому что даже в последнюю минуту - раскаяния - вдруг в себе что-то еще откроешь, не побоишься посмотреть правде в глаза, и это будет твой последний урок. Люди, которые считают, что они уже все поняли в жизни, мне не понятны.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz