ОАО "УАЗ" выдвинуло новые требования к поставщикам комплектующих для своего производства.
Теперь все издержки, вызванные низким качеством комплектующих, лягут на плечи их производителей. Как это осуществится на практике, сейчас продумывают специалисты автозавода.
Проблемы взаимоотношений УАЗа и его поставщиков обсуждались в понедельник на конференции, посвященной развитию внутриобластной кооперации в автомобилестроении. Инициатором ее проведения стала администрация области. По словам заместителя главы администрации Георгия Черникова, конференция на УАЗе должна стать первой в череде подобных мероприятий, которые планируется провести в ближайшее время. Следующая будет посвящена внутриобластной кооперации в сельском хозяйстве, а затем состоится итоговая конференция, посвященная развитию кооперации по области в целом. Начать же решено было с УАЗа, в число поставщиков которого входит большинство крупных промышленных предприятий региона. "Бывая на различных предприятиях, - сказал в своем выступлении Черников, - я слышал, что УАЗ не хочет закупать у них комплектующие".
Одним из решений подобных проблем руководство области считает создание специального координационного совета, который должен помочь предприятиям в налаживании сотрудничества.
Однако только призывами и административными мерами хороших результатов в этой сфере добиться будет весьма проблематично. Ведь при выборе партнеров по бизнесу решающим фактором является экономическая целесообразность.
По словам генерального директора ОАО "УАЗ" Эдуарда Шпаковского, качество автомобиля на 80 процентов зависит от качества комплектующих. В то же время подавляющее большинство расходов из-за их брака несет автозавод. Он вынужден оплачивать гарантийный ремонт, на что уходит до 40% прибыли предприятия. Кроме того, много средств тратится на ведение входного контроля поступающих узлов и деталей и их доводку. Как, например, это происходит с продукцией учреждения ЮИ 78/4, поставляющего на УАЗ автомобильные рамы, ни одна из которых, по мнению руководства УАЗа, не соответствует нормативным требованиям. Возвращать брак назад нет возможности - конвейер не ждет. Приходится переделывать рамы самим. Много претензий к продукции "Волжских моторов". В прошлом году более 600 двигателей пришлось снять с автомобилей и вернуть изготовителю.
Директор по качеству ОАО Валерий Павлов заявил, что поставщиков предприятия в скором времени поделят на категории. Продукция отличных будет приниматься без входного контроля. Надежные поставщики подвергнутся выборочному контролю. А произведенное ненадежными проверят досконально. От неудовлетворительных же поставщиков автозавод станет избавляться. Столь жесткие меры связаны с необходимостью создания системы качества, без которой конкуренция на современном рынке попросту невозможна. Введение собственной системы качества УАЗ планирует завершить к осени будущего года. Руководство автозавода предложило поставщикам также начать работу по внедрению систем: до конца этого года провести аттестацию, а в 2003 году - сертификацию по ISO 9001 либо QWS. Предпочтение будет отдано тем поставщикам, у которых уровень качества высокий.
В свою очередь поставщики воспользовались возможностью высказать руководству автозавода свои претензии. Главная из них - нестабильная плата за поставки, что не позволяет увеличивать объемы производства и улучшать его качество. Эдуард Шпаковский объяснил "рваное финансирование" тем, что до 40% потребителей продукции завода - бюджетные структуры, которые, в свою очередь, также финансируются с большими перерывами. Но сейчас разрабатывается схема, которая в текущем году позволит расплачиваться с поставщиками более стабильно, заверил Шпаковский.
Запланированное на этот год существенное увеличение количества выпускаемых автомобилей неизбежно приведет к увеличению закупок комплектующих примерно на 30%. Следовательно, вырастут объемы и внутриобластной кооперации. Стабильная ситуация на УАЗе должна отразиться и на его поставщиках, в числе которых "Искра", "ДААЗ", "Ульяновский механический завод", "Агрегат". Управляющий Ульяновским отделением Поволжского банка Сбербанка России Олег Гавриленко заявил, что Сбербанк, плодотворно сотрудничающий с УАЗом, готов приступить к кредитованию и его поставщиков.
Нелли ПИСКУНОВА.