UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 22 июня 2002 года №87-88



Выпускники закопали бутылку с запиской


В школах города прошли выпускные балы. Через годы повзрослевшие юноши и девушки непременно вспомнят свой последний школьный праздник, кто-то с умилением, кто-то иронично, но так или иначе эти воспоминания окажутся зеркалом эпохи. Мы попросили рассказать о своих выпускных вечерах людей разных поколений.
Николай Андреевич Рябчиков, выпускник Никольской школы №1 на Черемшане, 1941 год:
- Наш выпускной вечер проходил 17 июня. В классе училось 17 ребят и 23 девчонки. У нас были большие планы, никто войны не ждал. Школа располагалась в доме графа Соллогуба. Это был дворец. Рядом находилась церковь. Мы называли нашу школу кусочком Петербурга. Сейчас эти места затоплены водохранилищем.
Вечер проходил в большом школьном зале, на мне был новенький коричневый костюм, купленный за 107 рублей - я их сам заработал. На праздничном столе были картошка, соленые огурцы, хлеб - для нас пир горой. Тяжело тогда жили, кушали не каждый день. Но бутылочку водки принесли, выпили ее вместе с учителями. Был концерт. Я играл на балалайке, мандолине. Женя Коровкин - на скрипке. Декламировали стихи. На следующий день всем классом пошли за два километра на Лысую гору, там веселились, рассказывали небылицы - на это мы были мастера.
22 июня мы всем мальчишеским составом класса уже стояли у военкомата, просились на фронт фашистов бить. Нас гоняли: "Сопли еще не высохли". А в августе взяли почти всех и послали на курсы молодого бойца в Казань.
Римма Михайловна Клюева, выпускница вечерней школы №2, 1948 год:
- С нами в основном учились ребята, вернувшиеся с фронта, им нужно было закончить среднюю школу. Выпускной бал прошел очень скромно. В послевоенные годы носить было нечего, на бал ребята пришли в своих выцветших гимнастерках и френчах, а девчонки - в том, что было в гардеробе. Я надела свое темно-синее крепдешиновое платье с разноцветными колечками. Оно у меня до сих пор где-то лежит. Мы подарили учителям букеты цветов и духи "Серебристый ландыш". Учителя и технички помогли накрыть столы. Приготовили винегрет, жареную картошку. Пределом мечты тогда были пирожные, конфеты.
После застолья начались танцы. Патефон играл танго, фокстрот, вальс. Песни пели военные: "Ты ждешь, Лизавета, от друга привета", "Прощай, любимый город". Ребята пытались ухаживать за девочками, но очень скромно - стеснялись. Войну прошли, а вольностей себе не позволяли. В 11 часов вечера все разошлись по домам. Тогда традиции встречать рассвет еще не было, она появилась позже, когда немного оправились от войны, жить стали лучше.
Аркадий Ефимович Егуткин, выпускник мужской школы №1, 1954 год:
- Наш выпуск завершал раздельное обучение мальчиков и девочек. В нашей школе учились мальчики, в школе №3 - девочки. Мы пригласили на свой бал девочек из школы №3. Они к нам пришли в белых фартучках, белых бантах.
Состоялся концерт. Помню, как пел Миша Егоров, потом он стал солистом Мариинского театра. Застолье было без спиртного и без обилия еды. Играла радиола, мы танцевали вальс и па-де-катр. Фокстрот был запрещен.
Девочки в нашу школу на праздники приходили и раньше, но все же это было редкое событие. На одном из праздников я познакомился со своей будущей женой Галиной. На выпускном вечере она пригласила меня на танец, а я танцевать не умел, все ноги ей отдавил. Закончился выпускной вечер прогулкой по Венцу.
Нина Михайловна Гнедова, выпускница школы №38, 1960 год:
- Это был год, когда выпускницы впервые надели бальные платья. Шили их мы сами. Мне тетушка помогла раскроить крепдешин салатового цвета. Кто не мог себе этого позволить, надели форму и белые фартуки. Это по тем временам выглядело очень торжественно, потому что мы еще были в упоении от своей школьной формы. Модницы класса сделали себе прическу "бабетта", начесав волосы на макушке. В моду вошли босоножки-танкетки. Мы были поколением, родившимся в 1942-1943 годах. У многих отцы погибли на фронте. Поэтому домашних не напрягали.
Стол мы накрывали сами. Не помню, чтобы с нами на вечере были родители. На весь класс купили две бутылки шампанского.
Была художественная часть. Весь концерт самодеятельности держался на школьной певице Люде Евстафьевой. Ребята играли на баяне, гитаре, аккордеоне. Мы чувствовали себя в безопасности, в те годы ничего нам не угрожало. Кстати, в то время обучение в старших классах было платным. После нашего выпуска такое положение отменили.
Александр Казанцев, выпускник школы №3, 1978 год:
- После традиционной программы с концертом и банкетом мы в смокингах и бальных платьях ушли на пляж. Без учителей, чтобы, так сказать, самостоятельно встречать новую жизнь. Пришли на волжский косогор, где не раз беспечно коротали школьное время. И родилась идея оставить отметину на любимом нами местечке, чтобы когда-нибудь сюда вернуться. Написали записку, засунули в бутылку, и я собственноручно закопал ее под кустом. Недавно я вспомнил про нее, решил найти то место, но... там кусты превратились в деревья, тропинки - в заросли. Обнаружить не удалось. Обзвонил одноклассников, поиски продолжим вместе. А на 25-летие выпуска решили написать новую записку, закопать это послание в будущее в той же бутылке.
Ольга Тюрина, выпускница 1991 года школы №47:
- Это был год, когда очереди за тканью на выпускной выстраивались, как в войну за хлебом. В ЦУМ завезли турецкий шелк, в зимний мороз в шесть утра мы занимали очередь. К открытию магазина тех, кто стоял ближе к дверям, толпа превращала в трафарет. Из того, что мы сумели купить, мамина знакомая - секретарь партийной организации завода, по совместительству подрабатывавшая портнихой, - сшила мне платье. Обувь была в страшном дефиците, на класс выделили пять пар чехословацких туфель. К моей безумной радости, на жеребьевке я вытянула счастливый билет. В итоге на бал девчонки пришли в платьях из одинаковой ткани, а пятеро вышагивали еще и в одинаковых туфлях.
Вероника Бакирова, выпускница гимназии №33, 2002 год:
- Выпускной бал у нас прошел почти по-домашнему, тепло, уютно, весело. Нам вручили не только свидетельства об успеваемости, но и аттестаты по разным номинациям, кому-то за "Интеллект", кому-то за "Юмор", "Очарование". Я получила "Активиста". В праздничном концерте участвовали все, никто из учеников не сидел на месте. Пели даже родители. Мы танцевали с учителями. Все девочки выглядели оригинально, мальчики были аккуратны, элегантны. На столах были мясные нарезки, шампанское, много фруктов, даже черешня, абрикосы. Но есть совсем не хотелось. На дискотеке так натанцевались, что хотелось только пить.
В три часа утра мы поехали встречать рассвет. На автобусах нас повезли по ставшему традиционным для нашей гимназии маршруту: к Вечному огню, на набережную Волги, к танку у парка Победы. К сожалению, рассвет получился облачным, мы увидели лишь краешек солнца. Но нас это не расстроило. Все было очень душевно: напутствия наших учителей, родителей, ответное слово гимназистов.
Воспоминания записала
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz