Главный режиссер Ульяновского театра драмы народный артист России Юрий Копылов, народные артисты Кларина Шадько, Борис Александров, заслуженный артист Валерий Шейман, художник Станислав Шавловский вернулись из Москвы после вручения им Государственной премии России в области литературы и искусства. Случай в симбирско-ульяновской истории выдающийся. До этого Госпремии нашим землякам-гуманитариям, кажется, не присуждали вовсе. Причем если актеры получили награды за роли в спектаклях «Генрих IV», «Лев зимой», «Обрыв», то режиссер - за спектакли последних лет. 15 лет создавал Юрий Копылов в Ульяновске свой театр. Теперь труд его отмечен.
У Шадько отстали часы
Театралы приехали в Москву 12 июня, в день вручения премий. Их поселили в гостиницу «Россия» - все по высшему классу. Но долго наслаждаться комфортом не пришлось. Приняли ванну с дороги - и на общий сбор. Однако не миновали заварухи. У Кларины Шадько часы показывали 11, и она собиралась не спеша, в то время как у остальных уже натикало полдень. Шадько заторопилась, но тут вспомнила, что Станислав Шавловский не умеет завязывать галстук - с этой почетной задачей справился Валерий Шейман. Юрий Копылов встретил всех в безупречном костюме и бабочке. А Борис Александров взбудоражил коллег тем, что появился со своей вечной сумкой через плечо.
- И ты так пойдешь в Кремль? - это был вопрос-сомнение.
- Пойду! Нож я вынул, а книги и блокноты пропустят. Я буду записывать умные мысли.
Александрова действительно пропустили, внимательно осмотрели содержимое сумки и, видимо, не нашли криминала.
В Кремле при виде российских гербов XVII, XVIII веков, золотых и серебряных орлов, портретов полководцев ульяновцы, как ни странно, успокоились. К тому же, учитывая состояние посетителей президентских приемов, их организаторы всюду расставили бутылки с минеральной водой.
Перед входом в Екатерининский зал всем номинантам вручили конверты с деньгами - материальным эквивалентом Госпремии, и предупредили, что надо садиться ближе к главному проходу. Ближе - не удалось. Между Борисом Александровым, например, и ковровой дорожкой расположилась группа кинорежиссера Александра Митты. Перед началом церемонии они выложили прямо на пол, себе под ноги, мобильники, ключи и все прочее содержимое карманов, чтобы они не звенели и не оттопыривались во время вручения премии.
Петренко раскидал все стулья вокруг
Президент опоздал из-за затянувшихся переговоров в Георгиевском зале. Будущих лауреатов развлекал камерный оркестр, расположившийся позади кресел, он играл спокойную, не бравурную музыку. Рядом сидели Волчек, Табаков, Этуш, Сокуров, Жванецкий, Гранин. И у наших театралов возникло ощущение, что вот она, Россия. И еще, как после хорошо сыгранного спектакля: мы сделали это!
Сама церемония проходила по стандарту: называли фамилию, человек подходил к президенту, получал диплом, золотой значок лауреата Госпремии и цветы, они обменивались несколькими словами с Путиным. Каждый, чья очередь еще не подошла, думал: ничего особенного, и я так смогу. Но волнение подскакивало, как температура при гриппе. Все-таки такие события случаются раз в жизни.
Валерий Шейман обратил внимание, как знаменитый актер Алексей Петренко, когда объявили его фамилию, сначала повалил стул перед собой, потом сзади и встряхнул весь ряд, пока добрался до дорожки. А Рената Литвинова шла к президенту, одергивая легкое сильно декольтированное платье. Путин с интересом наблюдал за ней.
Потом был фуршет. Максим Суханов, актер театра им.Вахтангова, которому вручали премию перед Борисом Александровым, предложил ему: надо, что ли, чокнуться с президентом. Все они в тот день стали друг другу родными. А с Путиным чокнулись и пожелали ему здоровья.
Назад ехали на президентской машине
По регламенту церемония вручения Государственных премий длилась 1 час 15 минут - ни секундой больше. Ульяновцев посадили в черную «Волгу», как оказалось, из президентского кортежа. Шофер рассказал, что в 4 утра Путин только вернулся из Петербурга, и они доставили его домой. В машине возле пассажирских сидений нет никаких ручек. Так что, когда наши попали в пробку, окна им открыл шофер кнопкой на своем пульте.
Кларина Шадько и Борис Александров спешили на ульяновский поезд, чтобы успеть на последнее в сезоне представление спектакля «Обрыв». В гостинице они взяли свои вещи, все ульяновцы встретились с представителями Союза театральных деятелей (СТД) России, который выдвинул наших на Госпремию. Хотели по торжественному случаю распить бутылочку коньяку, но в центре Москвы все спиртное продавалось только в пластиковых бутылках, желания продегустировать их содержимое не возникло.
Александров и Шадько приехали на Казанский вокзал за 25 минут до отхода поезда. Успели благодаря президентской машине, которая везла их прямо по набережной, невзирая на дорожные знаки. Назавтра вернулись в Ульяновск Юрий Копылов и Валерий Шейман. Вчера они дали пресс-конференцию.
Копылов вызывает огонь на себя
Не каждый периферийный театр удостаивается Госпремии. Своими коллегами гордятся все - от подвала до третьего, директорского, этажа театра. Но разве только они? Разве это не радость для всех нас? Разве это не повод властям обратить внимание на театр, помочь ему? Ведь здание нуждается в серьезном ремонте, техническое оснащение, в частности, световая аппаратура - в кардинальной модернизации (говорят, спектакль на треть делают светом). Пока у нас театр и власть - антагонисты.
Об этом говорил Юрий Копылов на пресс-конференции, намеренно сбивая праздничный тон. Он приводил в пример великого Станиславского, который не позволял проводить даже просмотр актеров в заплеванном зале. А наши вынуждены работать в таких условиях. Он рассказал историю, как директор театра сообщил одному из губернских чиновников о присуждении Госпремии и назвал имена лауреатов. «А кто это такие?» - спросил имярек, который хотя бы по должности мог бы знать ведущих актеров театра.
- Губернатор ходит в театр и понимает искусство, но рядом с ним люди, которые пальцем о палец не ударят, чтобы мы могли жить достойно, - говорил, волнуясь, Юрий Семенович. - Если завтра театр умрет, они и не заметят. Я не должен так говорить, как бы не вызвать огонь на себя. Но отступать дальше уже некуда!
То же самое в двух словах Копылов сказал президенту. «Надеюсь, что эта награда столкнет наши проблемы и позволит нам двигаться вперед». Владимир Владимирович оторопел, по словам Юрия Копылова, и ответил: «Будем думать».
Никто из обладминистрации не поздравил театр с присуждением Государственной премии. В то время как поклонники не оставили своих кумиров. Кларине Шадько на последнем представлении спектакля «Обрыв» в этом сезоне устроили чествование участники международной гончаровской конференции. В театр пришла поздравительная телеграмма от председателя СТД Александра Калягина.
И поэтому сегодня есть повод остановить мгновенье. Сегодня в театре праздник. А завтра - завтра уже начнуть придумывать, репетировать капустник по случаю получения Госпремии. Его покажут нам осенью, в начале следующего сезона. Ну, не может театр не устраивать праздника зрителям!
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.