UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 12 января 2002 года №4-5



Банкротить или не банкротить?


На прошлой неделе в новостных лентах информагентств прошло сенсационное по своей сути сообщение: главный федеральный инспектор в области Александр Иванов заявил, что в нашем регионе может быть введено внешнее управление. Это означает ограничение прав местных властей - прежде всего в распоряжении финансами. В каком-то смысле режим внешнего управления можно расценить, пожалуй, даже и как негласное банкротство Ульяновской области. За разъяснениями "СК" обратился к "виновнику" сенсации - Александру Иванову.
- Александр Юрьевич, что Вы имели в виду, говоря о вероятном введении в Ульяновской области внешнего управления?
- Вероятно, Вы воспользовались информацией, размещенной на сайте "Regions.ru". Но это - искаженная интерпретация материалов пресс-конференции, состоявшейся 3 января 2002 г. На самом деле речь шла о возможности применения процедуры внешнего управления в отношении муниципальных образований, в частности - областного центра.
Однако в целом введение процедуры внешнего управления какой-либо области вполне вероятно. Об этом говорил президент Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию, тогда же президентом было дано поручение правительству - разработать механизм внешнего управления в отношении областей, финансово-экономическая деятельность которых является неэффективной. Кроме этого, согласно концепции бюджетного федерализма, разработанной правительством на период с 2001 по 2005 год, все субъекты РФ подразделяются на несколько категорий. Среди них особо выделены области, имеющие недостаточное ресурсное обеспечение или управление которыми осуществляется неэффективно. В отношении таких субъектов применима процедура внешнего управления.
Долги Ульяновской области превышают в несколько раз величину годового областного бюджета, но в настоящее время говорить о введении внешнего управления по отношению к области не имеет смысла, поскольку руководство области, губернатор предпринимают большие усилия, чтобы выполнить долговые обязательства, заключенные прежней властью.
Учитывая тот факт, что долги области - это, прежде всего, долговые обязательства муниципальных образований, речь может идти о процедуре внешнего управления муниципальными образованиями (городами и районами) со стороны области. По этому пути пошла Самарская область, где администрация субъекта РФ заявила о неспособности областного центра формировать и исполнять бюджет. А между тем, вполне возможно использовать опыт других регионов, где обязательства муниципальных образований (в частности, по выплате заработной платы работникам образования) взяла на себя областная власть по взаимному соглашению с местным самоуправлением. Но при этом вместе с обязательствами в ведение области перешла и часть муниципального бюджета.
Так что проблема недостаточного наполнения муниципальных бюджетов и неэффективного использования имеющихся бюджетных средств может быть вполне разрешима путем перераспределения между областью и муниципальными образованиями бюджетных полномочий.
- При каких условиях, на Ваш взгляд, внешнее управление должно быть введено в обязательном порядке?
- Несомненно, в той ситуации, когда нарушаются права человека, создается угроза нормальной жизнедеятельности инфраструктуры города (в том числе не решаются проблемы энергетики, своевременной выдачи зарплат) - то есть когда население поставлено в условия физического выживания.
- На каком этапе находится переговорный процесс по преодолению энергетического кризиса в Ульяновской области?
- Аппаратом главного федерального инспектора для полномочного представителя президента в ПФО подготовлена аналитическая записка по энергетическим проблемам Ульяновской области, информация для которой была запрошена в региональной энергетической комиссии, в Госэнергонадзоре. В консультациях принимали участие мэрия Ульяновска, ОАО "Ульяновскэнерго".
На следующей неделе ожидается приезд заместителя полномочного представителя президента в ПФО, целью которого будет детальное знакомство с ситуацией для согласования позиций властей города, области и энергетиков. Преодоление энергетического кризиса, перешедшего в кризис бюджетных отношений, требует большой совместной работы.
Накануне Нового года президентом был подписан указ, согласно которому долговые обязательства муниципальных бюджетов по выплате зарплат рекомендовано исполнять за счет областных бюджетов. Но это - мера антикризисного управления. При этом происходит перераспределение бюджетных обязанностей, степени ответственности между городами, районами и областью. Я бы назвал эту процедуру "соуправлением", но ее отработка требует соответствующих дополнений в действующее законодательство.
А попытки решения финансовых проблем местного самоуправления за счет бюджетных средств области - это популизм.
Выход из кризисной ситуации должен и может быть найден, но для этого необходимы совместные усилия. Я верю: поиск оптимального решения будет успешным.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz