UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 29 августа 2002 года №126



Старушки сожгли Андрюшу
Теперь они надеются, что в следующем году у них будет хороший урожай


Этим летом ульяновские фольклористы побывали в очередной экспедиции по селам области. На этот раз исследовательская работа проводилась в Инзенском районе. Участникам экспедиции удалось записать ряд уникальных обрядов, ритуалов, легенд. Итогом этой и предыдущих поездок станет создание этнодиалектного словаря "Духовная культура русских Ульяновского Присурья", автором которого является преподаватель педуниверситета, доктор филологии, профессор Майя Чередникова. Она же вместе с доцентом кафедры литературы педуниверситета Михаилом Матлиным руководила прошедшей экспедицией.
Фольклористы отметили, что сегодня очень интенсивно стало обращение к традициям народного православия, народно-христианские легенды испытывают новый виток интереса. Участники экспедиции записали легенды о явленных иконах. Одна из них рассказывает об иконе Божьей матери, явившейся в роднике. Ее видели многие, но никто не мог взять в руки: наклонятся за ней - она исчезает. Тогда одна женщина повела с собой к роднику девочку - безгрешное дитя. Помолились они перед иконой, так все вокруг воссияло, и икона далась девочке в руки.
Установили икону Божьей матери в церкви. Но храм был разрушен, икона сгорела. Сохранилась лишь красивая легенда о ней.
В селе Проломиха Инзенского района участники экспедиции стали свидетелями печального события - похорон трагически погибшего девятиклассника. Видеозаписи похоронных обрядов и причитаний - необычайная редкость, поэтому ульяновские фольклористы засняли причитания женщины. Она обращалась к покойному, чтобы он рассказал на том свете о том, как на свете этом живется близким умерших. По мнению фольклористов, этот ритуал вечен, ему, возможно, тысяча лет.
В селе Чамзинка до сих пор из уст в уста передается рассказ, сюжет которого очень напоминает былину о граде Китеже. Сказывают, что два соседних села годами воевали меж собой, собирались мужики и бились на кулаках. Чтобы разнять врагов, выросла между деревнями гора. При этом одно из сел провалилось под землю. Утверждают, на этом месте звон колоколов можно услышать и сегодня.
Фольклористы не только записывали услышанное, но и были не прочь сами поучаствовать в старинных обрядах. Так вместе со старожилами села Новосурское совершили проводы Андрюши. Это соломенное чучело, которое крестьяне делали из оставшейся прошлогодней соломы. Наряжали Андрюшу в мужскую одежду и вели через всю деревню в поле, где сожгли. Считалось, что после этого можно надеяться на хороший урожай.
Фольклорные десанты по области проходят уже 27 лет. Участвуют в них преподаватели педуниверситета, студенты, учителя. В этом году присоединились научные сотрудники музея этнологии и антропологии РАН и московского Центра русского фольклора. За эти годы Ульяновск перестал быть белым пятном на карте народной традиционной культуры страны. Собранные материалы позволили не просто преодолеть незнание, но и сохранить представления о культуре народа области на протяжении многих лет.
- Нам кажется, что мы ультрасовременные люди, живем в ритме сегодняшнего дня, обращены в будущее, считая, что народные традиции исчерпали себя, - говорит Майя Павловна Чередникова. - Но когда в нашей жизни случаются самые важные события - свадьба, рождение детей, похороны, - мы невольно обращаемся к этим традициям, ищем в приметах, поверьях подсказки, как себя нужно вести в этих ситуациях. Традиции живут, поскольку они - часть духовной культуры народа.
Фольклорная экспедиция в Инзенский район состоялась благодаря гранту общественного фонда "Интеграция" при президенте России и поддержке городского комитета по делам молодежи.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz