UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 20 августа 2002 года №121



Куда уходят дети?


Уже сегодня перед родителями первоклассников стоит вопрос: отправить свое чадо учиться по обычной программе без популярных в настоящее время новаций или все же лучше дать ребенку возможность обучаться по относительно новым развивающим системам. Разрешить эту дилемму попытался корреспондент "Симбирского курьера", сам некогда учившийся по программе известного школьного реформатора Занкова.
Школы бывают разные
Действительно, ни для кого не секрет, что существуют школы, сильно подверженные новациям. Многие директора подхватывают все веяния времени, переходят на новые программы без тщательной подготовки педагогов. В большинстве случаев они кивают на рекомендации Министерства образования. Печально то, что в роли подопытных всегда выступают школьники. С каждым годом в городе уменьшается количество школ, которые принципиально придерживаются старых учебных программ и методов преподавания. Пока еще нельзя твердо сказать, хорошо это или нет.
Зачастую родителей охватывает паника - у соседей сынишка историю по трем учебникам изучает, а наш - по одному. Как позже выясняется, у соседей чадо учится по специальной программе. Впрочем, это еще вовсе не гарантирует, что ребенок обретет какие-то небывалые знания. Хорошо известно, что изучение предмета, с использованием неимоверного количества пособий одновременно еще не является залогом успеха.
Очередь за Занковым
Занковская система, прежде всего, строится на принципе повышенной сложности: в первом классе детей с рвением "грузят" всем, чем только возможно. Специалисты замечают, что учебники Центра Занкова содержат множество ошибок. Приведем лишь некоторые примеры. В учебнике по русскому языку даются просто-напросто ложные сведения. Для примера, открытием может стать тот факт, что в "великом и могучем" существует шесть гласных звуков. Авторы забывают, что существуют звуки и с двойной графической функцией.
Дидактические принципы программы заключаются в изучении материала не только на повышенном уровне сложности, но и быстрыми темпами. Центр Занкова (а такой существует!) претворяет в жизнь собственные проекты под вполне благородной идеей, которую можно выразить приблизительно так: слабые должны тянуться за сильными учащимися.
На заре девяностых в классы, которые обучались "по Занкову", буквально стояли очереди. Родителей понять легко - хотели, чтобы дети получили нормальное качественное образование.
Попасть в "занковский" класс не так и просто. Для этого первоклашкам необходимо пройти тестирование. Как правило, устанавливается неплохой конкурс. Поступают, естественно, далеко не все.
Заведующая отделом образования города Ульяновска Татьяна Глотова при встрече с автором этого материала доказывала обратное, приводя все плюсы данной развивающей программы:
- В настоящее время сложилась ситуация, что в вопросах образования якобы разбираются абсолютно все! Система развивающего образования Занкова одобрена Министерством образования РФ. Следовательно, не надо подвергать ее сомнению. Кроме того, в ежегодном рейтинге авторитетного журнала "Карьера" в сто лучших российских школ входят именно те, которые работают на основе программ развивающего обучения. Подобные системы помогают детям лучше адаптироваться к жизни, которую сейчас простой не назовешь. Меня радует то, что в настоящее время наблюдается тенденция в сторону развивающих технологий обучения.
Ученик как "саморазвивающийся субъект"
Знакомясь с еще одной программой развивающего обучения Эльконина-Давыдова, понимаешь, что авторы не торопятся научить ребенка читать, писать и грамотно говорить, а готовят из него "саморазвивающийся субъект" - ученик намечает себе цели, которые и старается САМОСТОЯТЕЛЬНО достичь. Бесспорно, идея имеет место быть, но не в искаженной форме. Программа отвергает "устаревший" метод многократного повторения материала. Следовательно, ученик теоретически имеет представление о том или ином понятии, но на практике его ожидает провал. Кроме того, специалисты отмечают, что программа Эльконина-Давыдова сложна не только для детей, но и для самих педагогов.
Школьные годы чудесные
Совсем скоро стартует новый учебный год. Родители! Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не спал ночами, просиживая над порой непонятными заданиями, а наутро в плохом самочувствии отправлялся в школу, подумайте еще раз. Конечно, не следует в начале сентября метаться из одной школы в другую. Просто еще раз следует взвесить все стороны вашего выбора. Если ваше решение окажется оптимальным, тогда школьные годы вашего чада действительно станут чудесными.
Комментарий экспертов:
Некоторые моменты упомянутых в материале школьных программ "Симбирскому курьеру" согласились прокомментировать доктор педагогических наук, профессор Ольга Донина и кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО Маргарита Ковардакова:
- Согласны с вами, что педагогическая технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Занкова имеет как достоинства, так и недостатки. Эффективность программ зависит от уровня подготовленности педагога, степени "школьной зрелости" конкретного ребенка и многих других условий. Педагогика, а в частности дидактика, диалектична. В ней обоснованы принципы дифференцированного и индивидуального подхода к детям, учет возрастных возможностей, интересов. Одна из причин неэффективности систем развивающего обучения кроется в неверном выборе родителей школы для своего ребенка. Ни для кого не секрет, что каждый родитель стремится дать детям "элитарное" образование, не соотнося его с возможностями будущего ученика.
А вот еще один отзыв
Александр Адамский ("Время МН"):
- Никогда не верьте в эффективность того или иного педагогического способа или системы, если вам говорят, что для учебы в этом классе надо отбирать детей, а не все подходят. Точно можно сказать: значит, где-то внутри спрятано шарлатанство.
Михаил БЕЛЫЙ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz