UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 29 сентября 2001 года №146-147



От железяки - до автомобиля
Профессиональный праздник - День машиностроителя - УАЗ решил отметить в этом году с особой торжественностью


Сам праздник - 30 сентября, то есть завтра, а мероприятия автозавода пройдут сегодня, в субботу. Организованы они совместно УАЗом и администрацией области. В 13.00 на площади перед Мемцентром откроют выставку новых моделей автомашин. Моделей будет пять. Во-первых, та, что была выставлена недавно на автомобильном салоне в Москве - двухместный открытый пикап "УАЗ-23622". Кроме него: "УАЗ-3151" "Шалун", "УАЗ-2362" "Пикап" с открытым грузовым отсеком, "УАЗ-3165" "Мини-вэн" и "УАЗ-3162". Эта модель с двигателем "Тойота", широкими мостами, электростеклоподъемниками, автоматической коробкой передач и электронной регулировкой зеркал.
Потом в Мемцентре состоится торжественное награждение работников завода, а в 17.00 - праздничный концерт.
День машиностроителя бывает ежегодно, как и масса других профессиональных праздников. И с чего бы, казалось, автозаводу размахиваться. Идея выйти на Мемцентр родилась, наверное, как-нибудь подспудно. Как ни крути, а в жизни УАЗа наступила новая эпоха. Вместо безликого хозяина с именем "государство" к рулю завода пришло вполне конкретное юрлицо - холдинг "Северсталь". Вместо внешне хитро-простоватого гендиректора Павла Лежанкина, владеющего, по его собственному признанию (как и большинство начальников старой формации), двумя языками - русским и матерным, - руководство возглавил выпускник двух вузов, работавший в крупной американской фирме, владеющий, кроме родного русского, английским, французским, немецким и испанским языками, Эдуард Шпаковский. Причем совпало так, что вахту Шпаковскому Лежанкин передал самым что ни на есть естественным образом: Пал Палычу исполнилось 60, и он ушел на пенсию, а Эдуарду Владимировичу - 34, и вся жизнь у него, что называется, впереди.
60 лет исполнилось и заводу. За этот срок на нем устоялись традиции, появились трудовые династии, в общем, сложился определенный порядок. Сейчас он ломается. Не всем, особенно из числа ветеранов, это по сердцу. Привычка - вторая натура, ведь даже выпускаемые УАЗом модели не менялись десятками лет. Эта стабильность обернулась в конце концов сначала застоем, а потом и серьезным кризисом, приведшим завод на грань банкротства. "Северсталь", как говорят некоторые, подхватила УАЗ, когда он находился уже в глубоком штопоре.
Зачем это понадобилось череповецким металлургам, и сегодня не все понимают. Сделки, подобные покупке УАЗа, совершаются, как правило, без широкой огласки. Позже "Северсталь" пояснила, что одной из проблем, которую она решала, приобретая Ульяновский автозавод, была проблема вложения денег. Проблема оказалась общей для компаний металлургической промышленности. Автомобилестроение стало одной из сфер, куда устремился накопленный металлургами капитал. УАЗ "Северсталь" выбрала сознательно, этот завод, как сказал гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов, был для них "наиболее понятным". Попросту говоря, череповчане знали истинное состояние УАЗа, знали его баланс и прочие специфические вещи. А знали они это потому, что УАЗ долгие годы был деловым партнером "Северстали". 80 процентов потребляемого Ульяновским автозаводом металла поставлял и поставляет Череповец. "Следует сказать, - заметил в интервью журналу "Деньги" заместитель гендиректора "Северстали" и одновременно председатель совета директоров УАЗа Вадим Швецов, - что непременным условием, на котором мы реализуем металлопродукцию для потребителей, приобретающих металл по акцепту (без предоплаты. - Авт.), является предоставление соответствующих финансовых документов. Поэтому финансовую отчетность УАЗа мы представляли в полном объеме". Швецову вторит в разговоре с корреспондентом американского издания "Уолл Стрит Джорнэл" Эдуард Шпаковский: "Предприятие катилось в финансовую пропасть и было близко к банкротству. Если бы "Северсталь" не купила этот завод, я уверен, что уже в этом году завод был бы банкрот и был бы распродан по частям".
Купили же потому, что считают УАЗ достаточно перспективным. "Если брать российские автозаводы, - говорит Шпаковский, - которые производят внедорожники, то у нас всего три завода - ВАЗ, ГАЗ, УАЗ... Их так мало, поэтому можно рассматривать в отдельности. Я считаю, что у ВАЗа очень хорошие перспективы, потому что завод большой, по сути дела это новые основные фонды, им всего 20-25 лет. У УАЗа хорошие перспективы, потому что у него своя ниша, в которой никто не присутствует и в ближайшее время присутствовать не будет".
В ближайшее время в автозавод должны пойти крупные инвестиции. До того были сделаны, по словам руководства, минимальные вложения (около 100 млн долларов), те, которые нельзя было не сделать. Заменили не годное к дальнейшей эксплуатации оборудование, "внесли коррективы в технологическую цепочку, дабы ликвидировать ужасающие пробелы в качестве автомобиля".
Наиболее крупную сумму - 1 млрд долларов - предполагается вложить в создание новой модели "уазика", над чем совместно будут работать УАЗ и ВАЗ. Сегодня окончательной концепции этой машины пока нет, но к 2007 году планируется уже ее серийное производство.
В общем, настрой у заводского руководства оптимистичный. Настолько, что Эдуард Шпаковский спокойно рассуждает даже о конкуренции с импортными автомобилями, считая, что она приведет к коренному повышению качества наших. Уверенность администрация УАЗа старается вселить и в коллектив. "Нам необходимо создать корпоративную культуру на предприятии, - говорит Шпаковский, - не отвергая те лучшие традиции, которые были сформированы, и создать такую корпоративную культуру, с такими ценностями и традициями, которая позволила бы каждому работнику нашего предприятия чувствовать себя вполне комфортно и чтобы каждый работник нашего предприятия гордился, что он работает на УАЗе".
Егор ИЛЬИН.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz