UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 27 сентября 2001 года №145



"Пора тебе, сынок, жениться!"


Часто приходится слышать о том, что кто-то слишком рано вышел замуж или, наоборот, слишком долго не женится. А можно ли ответить однозначно на вопрос, когда пора обзавестись семьей?
Занимаясь этнографией города, невольно сравниваешь сегодняшнюю жизнь и сегодняшние понятия о "нормальном", как это называется, брачном возрасте с представлениями наших прадедушек и прабабушек. Думается, что многим молодым людям небезынтересно будет узнать, в каком возрасте выходили замуж и женились их предки.
В старину люди жили недолго (правда, кто выживал, мог запросто встретить свое столетие). Средняя продолжительность жизни еще пару веков назад составляла тридцать лет, поэтому, отодвигая свадьбу на более поздний срок, можно было так и не жениться.
В Древней Руси легко можно было выдать дочку замуж в восемь лет, но такую жестокость могли себе позволить только князья (политика - грязное дело), поэтому основную массу девушек выдавали замуж, начиная с двенадцати лет. Юноши созревают чуть позднее, женились в средние века лет в пятнадцать. Как пишут иностранцы, на Руси дворянский отрок мог познать раньше женщину, чем грамоту.
Ко времени, когда русские переселенцы основали Симбирск, церковь запрещала выдавать девушек ранее пятнадцати лет. Это косвенно свидетельствует о том, что жить стало лучше, жить стали дольше. В XIX веке для девушек установили нижнюю планку в шестнадцать, а для юношей - в восемнадцать лет. В поисках истины, которая где-то рядом с указанным законом возрастом, мы набрели на самые старые записи о свадьбах, относящихся ко временам Екатерины II. Оказалось, что симбирские мещане выдавали своих дочек в возрасте от семнадцати до двадцати лет, а их женихам было от девятнадцати до двадцати пяти, и разница в возрасте была, как правило, в два года. Не позволительным было, чтобы жена была старше мужа, на такой брак мог согласиться только отставной солдат, которому только старая дева и не могла отказать.
Крестьяне окрестных сел (Киндяковка, Винновка) посмеивались над городскими невестами-перестарками и не брали жен старше семнадцати лет, иногда даже, игнорируя политику Кремля, женились на четырнадцатилетних красавицах. Ремесленники, напротив, долго выбирали себе невесту, поэтому согласны были на то, что оставалось. Но вот купцы залежалый товар никогда не брали. Жениться купеческий сын мог после того, как "расторгуется" и заведет себе лавочку красного товара, поэтому приходилось остепеняться и в 25 лет и старше, но невест себе искали среди молоденьких мещанок. Бывало, что пожилые богатые мужья нанимали сторожей для присмотра за молодыми женушками.
Дворяне, можно сказать, страдали дольше всех, потому что ждали, пока им кто-нибудь оставит наследство. Одна знатная симбирянка, старая дева, воспитывала племянниц и считала, что никто не достоин породниться с ней, поэтому девушкам грозила судьба тетки. С каким ликованием и одобрением местные заскучавшие помещики восприняли новость о том, что этих двух девиц прямо с бала увезли два лихих заезжих гусара.
К концу XIX века в городе брачный возраст стал еще выше - свадьбы игрались с девятнадцати до двадцати пяти лет. Но и в то время не все считали это правильным. Например, среди татарской общины, отличавшейся взаимоподдержкой, дети становились самостоятельными уже в двенадцать-четырнадцать лет, обзаводились одной женой или парой. Бывало, что опостылят муж и жена друг другу, скажет мулла, что свободны они, найдет себе татарин другую, более молодую. Из-за этого разница в возрасте супругов у мусульман была иногда до тридцати лет.
Молодые чуваши также уходили от родителей в Симбирск с десяти лет и находили себе жен среди воспитанниц И.Я.Яковлева, с чем последний всегда боролся.
Старообрядцы также отличались от большинства населения. Они брали в жены девушек шестнадцати-восемнадцати лет, но сами, будучи купцами, не женились рано, а посвящали жизнь приращению капитала, дабы будущей жене было что проматывать.
Подводя итоги экскурсу в семейное прошлое, можно сказать, что в наше время решение о свадьбе принимают сами молодые, а не их родители, поэтому каждому решать самому, когда "еще рано" и когда "уже поздно". Но есть одна черта в жизни человека, которую всегда боялись переступать наши предки - тридцатилетие. Эта цифра в древности называлась "веком", и те из девушек, которые достигали этого рубежа без семьи, считались в народе колдуньями, и им подвластны тайные силы. Каждый выбирает сам.
Сергей ПРОЗОРОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz