UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 7 июля 2001 года №98-99



Почему заикается малыш?


Чаще всего заикание возникает в возрасте от полутора до семи лет. Симптомы его достаточно известны. При попытке начать говорить в речевой мускулатуре наступает судорога, в результате чего расстраивается речевое дыхание, ритм и темп речи. Часто малыш не может разжать рот и сказать первое слово, задерживаясь на первом звуке. Иногда ребенок во время разговора пытается помогать себе, подергивая головой, двигая руками или ногами. При тяжелых формах заикания лицо краснеет, выступает пот, расстраивается пульс, нарушается ритм и глубина дыхания.
В норме во время речи вдох и выдох происходят через рот, при молчании - через нос. Заикающийся ребенок часто выпускает весь воздух перед началом речи и говорит на остаточном дыхании или пытается говорить, втягивая в себя воздух.
Дети в период становления речи (с двух до четырех лет) иногда повторяют слоги и слова. Это вызвано тем, что развивающееся мышление опережает речевые возможности ребенка. Так называемое "физиологическое заикание" может исчезнуть самостоятельно. Но тут будьте бдительны: нельзя фиксировать внимание ребенка на ошибках, на запинках, а следует лишь незаметно для него ограничить торопливые высказывания малыша. Иначе физиологическое заикание может перейти в настоящее.
Итак, при появлении повторений звуков, слогов и любых запинок немедленно посоветуйтесь со специалистом. Родители должны знать, что заикание само по себе не проходит и если возник этот недуг, то результат лечения его напрямую зависит от срока обращения за помощью.
Отчего же появляется это расстройство? К возникновению заикания могут привести следующие факторы риска:
1. Повышенная возбудимость нервной системы.
2. Чрезмерная заторможенность ребенка.
3. Бурное речевое развитие.
4. Задержка речевого развития.
Причины, вызвавшие вышеуказанные факторы, могут быть разные. Малыш может родиться с ослабленной нервной системой в результате неблагоприятно протекающей беременности матери, патологических родов или алкоголизма родителей. Такие дети в младенческом возрасте бывают беспокойны, часто плачут. У них нарушается сон, аппетит, с возрастом они становятся боязливыми, капризными. Далее у ребенка изменяется характер, появляется тревога. Ощущение страха проявляется больше у девочек, чем у мальчиков, особенно в возрасте 6-7 лет. А в 3-5 лет у детей бывают страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства, когда ребенок не засыпает один без света в закрытой комнате, боится сказочных персонажей. Таким детям нельзя рассказывать на ночь страшные сказки и смотреть перед сном телевизор. Доказано, что он вредно действует на нервную систему и зрение даже у взрослых. А для ребенка любая информация является сильным раздражителем, особенно в вечернее время, перед сном.
У старших дошкольников (5-7 лет) распространены страхи нападения, огня, пожара, смерти своей и родителей. Они боятся собак, волков, медведей. Все эти страхи не обязательно должны рассматриваться как признаки болезни, так как повышенная пугливость в детском возрасте вполне естественна. Но у детей с ослабленной нервной системой любой из перечисленных выше страхов может стать непосредственной причиной заикания.
Еще одним предрасполагающим фактором возникновения заикания является общая физическая ослабленность вследствие частых простудных или инфекционных заболеваний. У часто и тяжело болеющих детей отмечается эмоциональная неустойчивость, повышенная впечатлительность, неусидчивость. Такие дети более уязвимы перед различными жизненными ситуациями. Они чаще подвержены нервным срывам, следствием которых может быть заикание.
Неблагоприятных жизненных ситуаций у малыша 2-3 лет может быть немало: отрыв от родителей, особенно от мамы, безразличие и холодность в семье, воспитание в двух и более домах (разное воспитание), рождение в семье второго ребенка, которого теперь "больше любят". Развитию заикания способствуют запугивающие наказания, насильственное посещение детсада и яслей, грубые окрики, неуместные шутки, насмешки.
В некоторых семьях к речи детей предъявляют повышенные требования, заставляя повторять сложные, непонятные слова и фразы, перегружая чтением книг не по возрасту. Это перенапрягает нервные силы ребенка.
Неблагоприятная обстановка в семье, разводы, ссоры, нарушение режима, а также потакание прихотям ребенка, избалованность и изнеженность нередко являются причинами срыва нормальной нервной деятельности.
Заикание может возникнуть и на фоне недоразвития речи. Отсутствие достаточного словарного запаса затрудняет общение ребенка, что также травмирует его нервную систему. Тут необходима помощь логопеда.
Причиной заикания может служить подражание, закрепление которого иногда вызывает стойкую привычку к запинкам в речи.
Заикание накладывает отпечаток на всю личность ребенка. Повышается утомляемость, возбудимость. Малыш молчалив, застенчив, иногда угрюм и необщителен. Однако страха речи у заикающегося дошкольника обычно нет, он еще не способен к переживанию за свой дефект.
Другое дело ребенок постарше. Там эти переживания становятся острее, портят характер, а в дальнейшем могут иметь очень неблагоприятные последствия. В 10-13 лет, чаще у девочек, возникает "страх речи". Помочь могут только спокойная семейная обстановка, участливое (но не навязчивое!) отношение к страданию ребенка и, конечно же, единые требования в преодолении недуга как врачей, так и членов семьи, а также точное выполнение предписаний специалистов.
Просьба к тем, кто плохо знает, что такое заикание. Пожалуйста, не позволяйте себе насмешек и анекдотов на эту тему. Заикающемуся и его родителям это слышать очень больно, так же, как и тому, кто без руки или без глаза.
Будьте добры и милосердны.
Доктор Лидия ЗУБКОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz