Кто-то собирает антиквариат и картины, кто-то - монеты и марки. А Бронислав Кокорев 30 лет копит календарики, и в свои 63 года это детское увлечение считает чрезвычайно важным. Поверить коллекционеру можно, потому как в своей жизни он много чего собирал. Но сохранил верность карманным календарикам. Только как себя называть, Бронислав Сергеевич не знает. У москвичей и питерцев на этой почве даже ссора вышла: первые хотят, чтобы закрепилось название «календаристы», другие предпочитают именовать себя филотаймистами.
Рэмбо не в его вкусе
Счет своим календарикам Бронислав Сергеевич потерял давно, помнит только, что в 1990 году их у него было 30 тысяч. А когда началась перестройка, и вовсе можно было «обогатиться» - эпоха на прилавки выплеснула такое количество этой продукции, что за неделю набиралось по сто штук. Но, как известно, собирателю важно не количество, а качество. Поэтому из поля зрения Кокорева сразу ушли обнаженные девицы, которых тиражировали в великом множестве, а также герой нашего времени Рэмбо, из календарей с его изображением, пожалуй, тогда можно было восстановить весь фильм. Бронислав Сергеевич предпочел свои темы - авиацию, Ульяновск, живопись, автомобили, товары народного потребления. Кстати, кто сегодня может вспомнить, какую продукцию выпускали ульяновские предприятия в 70-80-е годы прошлого века? А у Кокорева все зафиксировано: «уазики», калькуляторы, стереоустановки «Амфитон», обувь и так далее. По мнению коллекционера, календарики - это запечатленная на глянцевой картонке история.
Но при встрече с Брониславом Сергеевичем выяснилось, что календарики бывают не только картонные. В его альбоме есть стереоскопические и видеоскопические - это когда создается впечатление пространства и меняются картинки. Производятся календари металлографические, пластиковые, алюминиевые, кожаные. А также в виде бумажных матрешек - открывай страницы месяц за месяцем. Есть и совсем крохотные - для ремней наручных часов. Очень редко, но календарики выпускали для слепых - с шрифтом Брайля.
Самому старому календарю в коллекции Кокорева сто лет - он был выпущен в 1903 году в Германии. А его первый русский календарь относится к 1905 году. Самый свежий экспонат мы вручили коллекционеру от «Симбирского курьера».
Копит чужие ошибки
Коллекционирование календариков только на первый взгляд кажется простым и бесхитростным, говорит Кокорев. На самом деле занятие требует терпения, фантазии и интеллекта. Вкладывая в альбом новый экспонат, автор коллекции считает необходимым узнать максимум информации о том, что изображено. Будь то природа, гималайские медведи, известные люди страны.
В коллекцию идет не все, что попало в руки. Собиратель должен найти или вычислить в каждом экземпляре изюминку. Например, в альбоме Кокорева есть календарик с памятником, который кажется до боли знакомым, но что-то в нем смущает. Коллекционер объяснил: это же Иван Александрович Гончаров, восседающий в сквере на улице, названной в его честь. Только писатель почему-то «отвернулся», вернее, отвернул его дизайнер. А для собирателя ошибка в календариках - это настоящая находка. У Кокорева таких набралась целая стопка - есть там и «По щючьему велению», и двойные понедельники... Есть календари вообще без выходных, но это уже не ошибка, а исторический факт: во время Отечественной войны вся страна работала без выходных, так что не было «красных» дней и на календарях тех лет.
Увлечение Бронислава Сергеевича, что редко бывает, поддерживают и близкие. Свою жену Галину Ивановну он в этом деле вообще считает основным добытчиком - она посмелее, не стесняется попросить, чтобы подарили экспонат. Только на брата Бронислав Сергеевич немножко в обиде: за всю жизнь так и не подарил ни одного экземпляра, только подшучивает: «Все детством занимаешься!».
Конечно же, беседуя с коллекционером, мы спросили: «С чего все начиналось?».
- С увлечения совершенно другого человека, - говорит Бронислав Сергеевич. - Я собирал марки и переписывался с брянским коллекционером Иваном Возяковым. Он попросил присылать ему и календарики. Я стал покупать ему, а заодно и себе. Потом завязалась переписка с календаристами из других городов, начал посылать им ульяновскую продукцию, а в ответ, бывало, получал по 5-6 бандеролей в день.
Тайны выдавали дети
Вообще, Бронислав Кокорев по жизни всегда открыт новым знаниям. Закончил два института - сельскохозяйственный, где выучился на защитника растений, затем пошел в авиаторы - закончил Московский авиационный институт. В 70-е годы работал на Байконуре, украшал степной город зелеными насаждениями. Одной из обязанностей бригады Кокорева был уход за братскими могилами, где похоронены жертвы катастроф на Байконуре. О взрывах на стартовой площадке страна узнала гораздо позже, в перестроечное время: самый страшный произошел в 1961 году, он унес жизни, по официальным данным, 163 человек. Тогда погиб маршал Неделин, после него осталась лишь звезда с погона.
О Байконуре Кокорев вспоминает эпизодами. Когда запускали ракеты, весь город выходил смотреть на это зрелище, хотя час взлета держался в строгом секрете. Весь секрет выдавали малыши: в детском саду рассказанная в семье тайна становилась известной всем. Помнит, как ждали запуска «лунника» - новой системы ракет для отправки на Луну. Первый взорвался прямо на старте. Второй - поднялся и тоже рванул. Третий рассыпался над Китаем. Но офицеры даже за неудачи получили медали, поскольку сберегли самое дорогое - стартовую площадку.
У Кокорева с космонавтами были самые замечательные отношения. Кроме разве что одного, его фамилия до сих пор у всех на устах, так что дискредитировать его Кокорев не захотел. Но тот был настоящий хам, что совсем не вязалось с его растиражированным положительным советским образом.
В 1970 году Кокорев приехал работать на «Авиастар», сегодня он ведущий инженер АСУ. В Ульяновске нашел таких же увлеченных людей, как он сам. Успешно участвовал в филателистических выставках. Не удалось одного - собрать вместе всех календаристов города и создать общество. Если верить, что у коллекционеров второе дыхание открывается после 70 лет, у Бронислава Сергеевича все еще впереди.
Алсу ИДРИСОВА.