Россия вернулась в преддефолтный 1997-й год. Так считают фондовый рынок страны и его инвесторы.
3 октября 1997 года фондовый индекс РТС достиг максимальной на тот промежуток времени отметки 552 пункта. Сейчас - если полагаться на оценку инвесторов - Россия стоит ровно столько же, сколько и семь лет назад.
Во вторник, 1 июня 2004 года, индекс РТС показывал 557 пунктов, в среду чуть подрос, но все равно оставался вблизи этой отметки.
Но это не самая большая беда.
Гораздо печальнее выглядит другое сравнение - динамика индекса в периоде 1995-1998 годов практически полностью совпадает с той, которая наблюдается сейчас. И если аккуратно перенести график движения индекса тех лет на текущую среду, становится ясно, что Россия сейчас находится примерно в конце 1997-го начале 1998-го года. И от этого становится жутковато.
Кстати, многие инвесторы, выйдя из российского рынка сейчас, могут даже "зафиксировать" некоторую прибыль. Выводить деньги из России в первую очередь будут глобальные международные фонды - это, по расчетам специалистов, примерно 10% всех западных денег, обращающихся на российском фондовом рынке.
За ними последуют фонды, ориентированные на развивающиеся (35-40%) и региональные рынки (Восточная Европа, Ближний Восток, Азия и т. п.- в общей сложности 2530%): их в России тоже ничего не держит, а возможностей для инвестирования в другие страны в соответствии с политикой фонда - масса.
Остаются специализированные фонды, ориентированные исключительно на Россию. Доля их денег (в западном капитале на российском рынке) - 35-40%. И им расстаться с Россией будет, пожалуй, сложнее всех.
Таким образом, если учитывать общую массу денег, которая побежит с фондового рынка, он без особых усилий легко может "похудеть" раза в два уже в обозримом будущем.
Впрочем, когда-нибудь они все вернутся - когда, по меткому выражению одного из экспертов рынка, "жадность возобладает над страхом".
В октябре 1998 года рынок опустился до отметки 38 пунктов. Сейчас запас прочности у него посолиднее.
Но и высота, с которой придется падать, - повыше.