Известно, что все биографии В.И. Ленина и его родственников, опубликованные в советскую эпоху, напоминали "жития святых". "22 июня 1941 года, % сообщается в одной из них, % Дмитрий Ильич был в Горках, под Москвой...
Враг стремительно продвигался к столице, и Центральный комитет предложил Д.И.
Ульянову выехать в один из приволжских городов. Дмитрий Ильич решил ехать в Ульяновск, где не был уже тридцать пять лет.
Предстоящая встреча с родным городом волновала его".
Неоднократно мы читали эти строки, искренне сопереживая с младшим братом Ленина, пока у нас неожиданно не возникли крамольные вопросы: "Почему же Дмитрий Ильич за 35 лет не нашел нескольких дней для поездки на свою родину? Почему он не захотел приехать на могилу отца? Что могло помешать ему выполнить священный долг?".
Оказывается, никаких преград не существовало: деньгами он располагал, к постели не был прикован, жандармы не препятствовали. И уж тем более в советское время Дмитрий Ильич мог доехать до Ульяновска в более чем комфортных условиях.
Скажем прямо - ни в молодости, ни в старости у него не было желания посетить могилу отца. Например, Дмитрий Ильич писал одному из своих друзей в 1893 году: "Нынче летом мы с тобой чуть не встретились. Мы ехали на пароходе из Самары до Нижнего, в Симбирск пароход пришел в пять часов утра, а ушел в 10 утра. Я попросил разбудить меня в 7 часов, но проспал вместо этого до 9 часов, и ехать было поздно. Ну ничего..." К нашему удивлению, Владимир Ильич Ульянов тоже равнодушно проплывал мимо Симбирска: это признает большинство лениноведов.
Будущий вождь мирового пролетариата уехал из своего родного города в 1887 году, и больше его нога не ступила на землю, где он родился.
Даже в 1921-1922 гг. Ленин не выкроил времени для посещения симбирского кладбища, а ведь к его услугам был готов специальный поезд.
Мария Александровна за почти три десятка лет после смерти мужа нашла время постоять у его могилы только один раз, когда приехала в гости к проживавшему в Симбирске в 1905-1906 гг. Дмитрию Ильичу.
Увы, и дочери ее тоже не чтили память своего отца. Анна Ильинична заглянула в Ульяновск в 1929 и 1931 гг., а Мария Ильинична - в 1928 и 1936 гг. Их визиты были связаны с необходимостью создания дома-музея В.И. Ленина. Поразительная бесчувственность!
Может быть, мы сгущаем краски? Нисколько. Невероятно, но факт: после смерти Ильи Николаевича в 1886 году никто из членов семьи Ульяновых ни разу (!) не вспомнил о нем в своих письмах (они опубликованы в двух солидных книгах). Так что отношения их не были столь благостными и благополучными, какими они изображены в коммунистической литературе.
Официальные воспоминания Дмитрия Ильича, Анны Ильиничны и Марии Ильиничны, написанные в 30-е годы прошлого века, не отражают реальной действительности. В них Илья Николаевич предстает любящим и любимым отцом. Это неправда. Он играл важную роль в организации просвещения в Симбирской губернии, являлся уважаемым чиновником, однако в семье Илья Николаевич представлял второстепенную фигуру, уступая в силе характера Марии Александровне. Ей были присущи немецкая организованность, расчетливость и твердость (это подчеркивала младшая сестра Ленина Мария Ильинична). Да и в культурном отношении Мария Александровна явно превосходила мужа. Она была "авторитетом" в семье. К тому же Илья Николаевич со своими либеральными взглядами мог вызвать у детей-революционеров только недоумение, а со временем и презрение. По этим причинам, вероятно, он был по сути дела забыт членами своей семьи.
Наталья и Дмитрий ТОЧЕНЫЕ.