В Ульяновской области в 2004 году должен быть собран миллион тонн зерна. Такую задачу поставил губернатор Владимир Шаманов. Но станет ли пшеница расти по приказу? Под оптимизмом на этот счет нет реальной почвы.
Миллионные урожаи считаются богатыми для нашей области. Шаманову повезло: два первых года его правления ульяновская нива была щедрой и радовала обилием зерна.
Однако в прошлом году, по официальным данным, было собрано только 752 тыс. тонн, а разорившихся хозяйств за это время становилось все больше. По многим признакам нынешний сельскохозяйственный год ожидается далеко не самым урожайным для зерновых. Готовность сельчан бороться за хлеб упала до критической отметки. Недаром в январе руководитель областного Департамента экономики Игорь Егоров, комментируя перспективы развития области, сказал, что отвечает за прогноз по валовому сбору зерновых в объеме 800 тыс. тонн. Чувствовалось, что и для этого рубежа предпосылки слабые.
Однако чуть позже Шаманов назвал цифру "миллион". Управление сельского хозяйства объяснило желание такого урожая тем, что цены на зерно осенью ожидаются высокие - на уровне 2003 года. Можно хорошо заработать и пополнить казну.
Желания желаниями, но надо помнить и о возможностях. Пока специалисты предсказывают не очень благоприятную погоду. Значит, особое внимание потребуется уделить агротехнике, работать с наибольшей эффективностью и производительностью, чтобы сохранить как можно больше из выращенного. Внедрять передовые технологии. А во многих хозяйствах Ульяновской области элементарного-то не остается.
Взять хотя бы технику. 94 процента сельхозтехники в области, по данным сельхозуправления, отработали свой ресурс. Да и такой хозяйства обеспечены лишь на 55-65 процентов.
Оснащенность СПК ухудшается сегодня значительно быстрее, чем в предыдущие годы. Коэффициент обновления составляет менее 0,5 процента, хотя должен составлять не менее 10 процентов. В некоторых районах области на один пахотный трактор приходится обработка от 200 до 400 га земель при норме 80 га. Какой механизм выдержит подобное? Многие хозяйства не в состоянии сами приобрести хоть какую-то новую технику. Конечно, существует лизинг. В областном бюджете на эти цели заложено 32,3 млн рублей. По федеральному лизингу для нашей области определен лимит в 82,7 млн рублей. Недавно прошумело сообщение о поступлении в Ульяновскую область 18-ти современных зерноуборочных комбайнов по лизингу. Всего на запланированные средства можно приобрести комбайнов восемьдесят. Но ведь их требуется купить 2300 штук, чтобы проводить работы в агротехнические сроки, - это данные облсельхозуправления. Чувствуете разницу? А еще в Ульяновской области недостает сегодня 1200 пахотных тракторов, 3700 сеялок, 1800 культиваторов, 500 бобовых жаток. Все это тоже нужно покупать - хочешь по лизингу, хочешь еще как-нибудь. Так что для нормального обновления сельхозтехники строка на ее лизинг в облбюджете должна быть, как минимум, в десять раз больше.
В отсутствие новых машин сельчанам остается уповать на ремонт рухляди. Но и здесь большие проблемы.
Старая техника требует серьезных затрат для поддержания в рабочем состоянии. Запчасти и спецмастерские нынче дороги. Только для восстановления пахотных тракторов к весенне-полевым работам областным СПК требуется в целом 30 млн рублей. Из-за нехватки денег большинство хозяйств стремятся сделать ремонт своими силами, часто в ущерб качеству. А эффективное растениеводство возможно только при наличии исправной и надежной техники. Миллион тонн зерна с сохой да с мотыгой не вырастишь.
В прошлом году озимых было посеяно значительно меньше, чем в 2002-м. Сил не хватило. Областное руководство почему-то считает, что дело поправит весновспашка. А по весне и без того солидный пахотный клин решили увеличить еще на 75 тыс.
гектаров. Как дохлая техника, о которой шла речь, все это осилит? Кроме того, хозяйствам нужно приобретать гербициды,минеральные удобрения, горючее, наконец. А ведь по итогам 2003 года большинство СПК остались в убытке, в целом он составил по области 311 млн рублей. Крестьяне должны и в бюджет, и кредиторам, и поставщикам услуг.
На нынешнюю посевную в Ульяновской области требуется, по оценкам, 596,7 млн рублей. Собственных средств из них у хозяйств - меньше половины. Остальное нужно занимать.
Однако коммерческие банки не любят кредитовать сельхозпроизводителей, инвесторы тоже не спешат в разоренные деревни. Сельские руководители, наверное, даже рады, что в начале апреля в Ульяновскую область вернулась зима. Сев задержался, а тогда готовность к нему вовсе была аховой.
Хотя эта задержка, что мертвому припарка: на днях все равно начинать сеять. Начинать вновь без достойной помощи от властей. Даже для тех, кто еще хочет биться за рекордный урожай.
Владимир ПУГАЧЕВ.