UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 6 сентября 2003 года №132-133



Квартирный вопрос


Когда процесс купли-продажи моей квартиры близился к концу, я чувствовала себя почти героиней романа "Хождение по мукам". Только местом событий были ЖЭУ, БТИ и прочие чиновничьи кабинеты.
Как найти добросовестного риэлтора, который проникнется к объекту продажи ответственностью не меньшей, чем ваша? Рецептов, честно говоря, мало. Лучше найти знакомых или обратиться в известные конторы, которые дорожат своей репутацией. Иначе и не заметишь, как окажешься в роли игрока русской рулетки: повезет - выиграешь, а если нет - потеряешь состояние. После того как был отменен закон о лицензировании риэлторской деятельности, на маклерскую стезю ступили все кому не лень. Теперь сплошь и рядом возникают ситуации, когда клиенты фирм, размечтавшиеся о собственных хоромах, оказываются перед разбитым корытом. Был случай, когда маклер склонял своего клиента обменять двухкомнатную приватизированную квартиру на трехкомнатную неприватизированную. При этом умолчал, что там прописаны двое несовершеннолетних детей. Тот, кто знает законы, понимает, чем это грозит клиенту: как только он начнет приватизацию, то в нее автоматически войдут прописанные чужие дети. И, разумеется, будут иметь полное право претендовать на жилплощадь.
Застраховаться от непредвиденных ситуаций практически невозможно. Как спрогнозировать, например, шантаж риэлтора одной из ульяновских контор? Когда в департаменте по оформлению купли-продажи квартир собралась с трудом составленная цепочка продавцов и покупателей в 11 человек, маклер вдруг заявил, что стоимость квартиры выросла. Вся измотанная толпа, ожидавшая развязки, впала в оцепенение от того, что придется все начать сначала. Спасли положение сами же риэлторы - сложились и заплатили зарвавшемуся владельцу квартиры из своего кармана.
Кстати, о стоимости услуг маклеров. В фирмах за сделку по оформлению квартиры берут 3-10 процентов от стоимости жилья. Если ваша квартира стоит полмиллиона, то отстегнуть придется от 15 до 50 тысяч рублей. Проценты оговариваются, но чаще всего хозяин квартиры не знает, на сколько за его счет поправил свое благосостояние маклер.
Заключение договора - это еще одна ловушка. Риэлторы стремятся скорее закрепить отношения с клиентом с помощью договора и предпочитают это делать в двух формах: либо до определенного срока, либо до заключения сделки. В обоих случаях есть оговорка: в случае расторжения договора клиент выплачивает компенсацию, сумма которой у всех разная, мы подписались под тысячу рублей. Преимущество первого варианта в том, что после назначенного срока договор можно не продлевать, и в случае, если маклер не устраивает, обратиться к другому. Но риэлторы заинтересованы в том, чтобы уложиться в срок, поэтому начинают торопить клиентов с подбором. При этом шансы подобрать жилье, которое хочется назвать "это мой дом", сведены к минимуму. Второй вариант опасен тем, что можно на несколько лет оказаться в сетях конторы, а когда надоест, все равно уплатить компенсацию за разрыв отношений.
Договориться с риэлтором еще не означает, что все тяготы оформления квартиры он возьмет на себя. Все равно придется собрать бесконечное множество справок. Эта коллекция, как правило, берет начало с технического паспорта. Чтобы нам его получить, пришлось похлопотать о разрешении на перепланировку квартиры - угораздило же нас передвинуть одну из стен на полметра. Пришлось нанести визит в БТИ, чтобы измерили квартиру, ЖЭУ, к архитекторам в "Ульяновскгражданпроект", в санэпиднадзор, к пожарным и в районную администрацию, где грозились оштрафовать за своевольное обхождение со стенами в квартире, но почему-то пожалели. Представители этих организаций ставили печати на бумажке не глядя. Однако не бесплатно: стоит она в каждой организации по-разному - примерно от 20 до 100 рублей. Не брали денег только пожарные, зато на полном серьезе предложили установить в квартире брандспойтную трубу, то есть шланг, который должен быть в местах общественного скопления. На мое откровенное возмущение: "Вы что, издеваетесь?", пожарный смягчился: "Ну, хорошо, тогда купите огнетушитель". Кончилось тем, что я попала-таки в нужный кабинет нужного человека, где печать на бумажке возникла за одну секунду.
После того как сам глава администрации Ленинского района любезно узаконил наш опус, еще целый месяц пришлось ждать, пока нам дали взглянуть на то, что называют техническим паспортом. До этого были выстояны огромные очереди, заплачена куча денег. А ларчик, оказывается, просто открывался: в изможденной толпе одна дама делилась с приятельницей секретом, как сделать справку о перепланировке без канители: дать сто рублей тому, кто придет измерять квартиру. Где же, женщина, вы были раньше?!
Вообще, если иметь выход на нужных людей, которые вхожи в нужные кабинеты, то всю процедуру со справками можно пережить безболезненно. Когда у нас уже горели все сроки, опекунскому совету вдруг понадобились сведения, подтверждающие, образно говоря, что у нас нет справки о том, что нет справки. Для выписки этого стратегически важного документа чиновникам была необходима аж неделя. Но выяснилось, что можно сделать и за два часа, если знать, кому заплатить 400 рублей.
Но это все техническая сторона дела. Для успешного завершения сделки хозяевам придется пройти еще и курс молодого продавца. Свой дом нужно уметь подать. Однако не навязчиво - отпугнете. Лучше останавливаться на достоинствах. О недостатках покупатель узнает у соседей.
Алина БОРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz