Из сиднейского порта в непрерывное плавание вышел суперкорабль "The World", который уже окрестили новым Ноевым ковчегом: большинство пассажиров судна будут его постоянными жителями. Впрочем, насколько успешной станет затея огромного плавучего дома, неясно. Опыт строительства гигантских кораблей по большей части неудачен.
Квартира на воде за $7 млн
Идея создания огромного плавучего дома, который будет бесконечно бороздить просторы океана, заходя время от времени в порты разных стран, принадлежит Кнуту Клостеру, норвежскому судовому магнату. От замысла до спуска судна на воду прошло всего семь лет.
Построенное в Норвегии мегасудно имеет 146 метров в длину, весит 44,5 тыс. тонн и рассчитано на 976 пассажиров и членов экипажа. Впрочем, полного воплощения идея Клостера не достигла. "The World" - гибрид дорогого многоквартирного дома и круизного судна. Жилая часть корабля - 110 квартир для постоянного проживания и 88 кают, которые можно арендовать на срок от 3 дней. Стоимость квартиры - от $2 млн до $7 млн (плюс ежегодная оплата разнообразных услуг, которая может доходить до $300 тыс.). 88 гостевых кают сдаются по цене от $1800 до $5460 за сутки.
Роскошью мегасудно, разумеется, превосходит все существующие круизные корабли: четыре ресторана, казино, сауна, супермаркет и теннисный корт. Маршрут определяется календарем самых престижных событий года: Каннского фестиваля, Кубка Америки по парусному спорту и т.д. Россия, видимо, должна быть польщена: празднование 300-летия Петербурга сочли событием, достойным захода "The World" в Россию.
По словам владельцев "The World", компании "The World of Residen Sea", раскуплено более 80% квартир. Правда, выяснить, сколько из них купили люди, желающие и вправду жить на корабле, а сколько - риэлтеры для последующей сдачи в наем, не представляется возможным. Тем не менее уже известно, что в случае коммерческого и светского успеха "The World" компания намерена построить еще одно подобное судно. Впрочем, планам расширения флота "The World of Residen Sea" могут помешать два обстоятельства. Первое - безопасность. Мегасудно - удобная мишень для террористов, требующая постоянной военно-морской охраны. Пока эта проблема не решена. Второе обстоятельство не менее важное - конкуренты уже выступили со своими куда более грандиозными планами создания суперкораблей. Если эти планы осуществятся, "The World" потеряет привлекательность - перестанет быть самым большим в мире пассажирским судном.
Первопроходцы
Первым мегасудном был, разумеется, Ноев ковчег. Это, кстати, одно из самых изученных судов на земле. Тысячи энтузиастов заняты его поисками или попытками восстановить. И они едины во мнении, что из всех самых больших судов в мире, которые появлялись с течением времени, ковчег был "самым удачным проектом".
О спецификациях и строительстве ковчега известно из глав первой книги Ветхого завета "Бытие". Сведения достаточно скудные - однако, как утверждают многие специалисты, их вполне достаточно, чтобы восстановить внешний вид судна. Ноев ковчег был четырехугольной трехпалубной неуправляемой деревянной конструкцией, напоминавшей скорее огромную баржу, нежели судно. Его размеры (133 метра в длину, 22,2 метра в ширину и 13,3 метра в высоту) вполне соответствуют размерам современных грузовых кораблей. Водоизмещение, по подсчетам ученых, должно было равняться 14 тыс. тонн (что соответствует 522 современным железнодорожным вагонам).
Впрочем, самой потрясающей особенностью ковчега была его непотопляемость. Исследования с моделью ковчега, проведенные в калифорнийском Институте океанографии Скриппса, показали, что никакие волны не могли бы его опрокинуть. "Такая степень устойчивости недоступна даже современным судам, которые теряют равновесие при перевороте на 45 градусов. Ковчег же мог переворачиваться на 90 градусов без всяких проблем",- утверждают специалисты института. Единственный недостаток ковчега - его неуправляемость. Впрочем, выполнению поставленных перед ним задач это нисколько не мешало.
Первым же мегасудном, в существовании которого не сомневаются даже атеисты, стал гигантский весельный катамаран, построенный по заданию египетского фараона Птолемея IV во II веке до н. э. По словам греческого историка Афиния, его длина равнялась 128 метрам, ширина 17 метрам. Длина весел достигала 17 метров. На корабле находились 4000 гребцов (на трех ярусах), 400 прочих членов экипажа и 2850 пехотинцев, готовых к бою.
Неизвестно, принимал ли этот корабль участие в морских сражениях (по мнению большинства ученых, он был построен для устрашения, а не для битв); неизвестна и его судьба. Тем не менее почти до середины конца XIX века побить рекорд Птолемея не удавалось никому.
Правило "Great Eastern"
Инициаторами борьбы за обладание самым большим кораблем в мире были британские пароходные компании.
В 1854 году "Eastern Steam Navigation Co." дала заказ знаменитому конструктору Изам-барду Кингдому Брюнелю на постройку самого большого парохода в мире. Пароход, названный "Great Eastern", спустили на воду в 1857 году. Длина 211 метров и водоизмещение 22,5 тыс. тонн делали его самым большим кораблем того времени, и в газетах его называли не иначе как Левиафан.
С "Great Eastern" связывались большие надежды, но с самого первого дня судно буквально притягивало к себе несчастья. При его спуске на воду 11 ноября 1857 года погибло несколько десятков рабочих, а во время первого же перехода взорвался один из паровых двигателей. Это разорило "Eastern Steam Navigation Co". Через два года, после того как пароход налетел на скалу недалеко от Лонг-Айленда, обанкротился и новый владелец судна - "Great Ship Company".
Самым удачным временем для судна были 1865-1872 годы, когда между Европой и Америкой устанавливалась телеграфная связь.
Единственным кораблем, чьи габариты позволяли заниматься прокладкой кабеля, был "Great Eastern". Но затем несколько лет он простоял на приколе. Потом сменил владельца, который в итоге отправил корабль на металлолом в 1889 году. На разборку "Great Eastern" ушло два года.
Несмотря на свою несчастливую судьбу, именно "Great Eastern", описанный в жюльверновском романе "Плавучий город", вдохновлял все последующие попытки создать суперкорабль - начиная с "Titanic" и заканчивая новым "The World".
С "Great Eastern" ведет начало и неприятная для чемпионов традиция - некоторые даже называют ее "правило "Great Eastern": "Судно, задуманное как самое большое плавсредство своей эпохи, обычно ждет трудная или даже бесславная судьба".
Битва гигантов
В 1920 году Британский королевский военно-морской флот получил в свое распоряжение самый большой из построенных к тому времени военных кораблей - линейный (или, как его еще называли, броненосный) крейсер "Hood", названный так в честь знаменитого адмирала Сэмюэля Худа, который вместе с Нельсоном прославил британское оружие во время войн с Францией.
"Hood" сразу стал символом британских ВМС. Он побывал с визитами в различных портах мира, охранял берега Британии. Во время гражданской войны в Испании именно его отправили к испанским берегам для демонстрации мощи Британии.
24 мая 1941 года "Hood" впервые встретился в бою со своим германским аналогом, крейсером "Bismarck". Трех немецких выстрелов оказалось достаточно, чтобы "Hood", который британцы считали непотопляемым, пошел ко дну с 1419 членами экипажа. Спастись удалось только трем. Уничтожение символа британского ВМФ повергло всю страну в шок. По приказу Уинстона Черчилля за "Bismarck" была начата охота, и через два дня немецкий гигант был потоплен с 1900 членами экипажа. На этот раз шокированы были немцы.
Современные чемпионы
На данный момент самым большим судном, когда-либо построенным на Земле, является супертанкер "Jahre Viking", заложенный в 1976 году в Японии. Его длина 458 метров, водоизмещение 564763 тонн. Надо сказать, что судьба этого гиганта также вполне согласуется с "правилом "Great Eastern". Его строительство продолжалось необычайно долго: заказчик несколько раз требовал сделать его еще больше и грузоподъемнее. В итоге на воду танкер был спущен в 1981 году вместо 1979-го. Тогда он назывался "Seawise Giant".
Но танкеру не было суждено долго бороздить океан. Один из первых рейсов "Seawise Giant" в Персидский залив за иранской нефтью закончился катастрофой. Иракские ракеты едва не уничтожили танкер полностью. К счастью, экипажу удалось спастись, но сам корабль затонул на мелководье у острова Харг. От полного забвения танкер спасло то, что он очень дорого стоил даже в таком плачевном виде. Тем не менее работы по его поднятию и ремонту начались только в 1989 году. В 1990-м отремонтированный танкер получил нового хозяина, норвежскую компанию "Jahre-Wallem", и новое название.
За звание самого большого пассажирского судна борются два круизных лайнера - 285-метровый "Grand Princess", построенный в 1998 году, и 311-метровый "Navigator of the Seas". Спор о том, кого считать больше, не затихает: "Navigator" длиннее, зато "Grand Princess" вместительнее и выше. В итоге именно "Grand Princess" вошло в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое пассажирское судно в мире.
Город-корабль
Впрочем, споры о том, какой из перечисленных судов больше достоин места в Книге рекордов Гиннесса, станут бессмысленными с вводом в строй суперкорабля "Freedom", задуманного в Америке. Именно он, когда (и если) он будет построен, должен стать тем самым "плавучим городом", который не удалось до конца воплотить в "The World". Длина нового 25-этажного корабля составит почти 2 километра, и он, как и Ноев ковчег, скорее будет напоминать баржу. "Freedom" рассчитан на проживание 65 тыс. человек и прием ежедневно 20 тыс. туристов. На нем вместе легко поместились бы "Titanic", "Jahre Viking", а также "Queen Elizabeth" и самый большой военный корабль в мире - американский авианосец "Nimitz".
В отличие от "The World" город-корабль не будет часто заходить в порты. "Freedom" будет совершать постоянное кругосветное путешествие с весьма незначительной скоростью (чтобы обойти земной шар, ему понадобится два года). На борту будут не только рестораны, но и школы, больницы и даже аэропорт. Кстати, прообразом строящегося мегакорабля послужил японский "Megafloat" - паром-аэропорт в Токийском заливе.
Вячеслав БЕЛАШ.
"Коммерсантъ".