Удивительно, но факт - в пищевой промышленности Ульяновской области с начала года продолжается спад. Начавшись с 0,6 процента за первый квартал, к началу лета он уже составил 1,2 процента. Сахар-песок не выпускается вовсе. Производство спирта сократилось где-то на треть. По данным областного департамента по экономике, значительно снизилось производство пива.
Причем все это товары, пользующиеся у покупателей устойчивым спросом. Взять, к примеру, пиво. Его потребление в России продолжает расти, хотя темпы несколько замедлились. По данным московских маркетологов, в 2001 году продажа ячменного напитка в стране увеличилась на 20 процентов, в 2002 г. - на 11,5 процента, а за первые пять месяцев 2003 г. - на 5 процентов. Ульяновские пивовары в эти цифры, как вы понимаете, не попали - у них спад. И это при том, что бутылка пива нашей компании "Витязь", например, стоит в Ульяновске в среднем дешевле всех своих иногородних собратьев. Однако потребитель предпочитает другие сорта. Сей факт наводит мысль, в первую очередь, на две возможные причины: ульяновское пиво отстает в качестве и местные пивовары не выстраивают эффективную рекламную кампанию. О качестве продолжать не будем - тема отдельная. А нехватка рекламы симбирских сортов пива видна невооруженным глазом. За последние четыре года российские пивовары, чей бизнес стремительно развивался, не жалели денег на раскрутку своей продукции: ролики по телевидению, полосы в газетах и журналах, стенды на улицах. Расходы на рекламу пива выросли почти в 20 раз. Брэнды "Толстяка", "Золотой Бочки", "Бочкарева" и т.п. и сейчас у всех на слуху. Маркетинговые агентства даже отмечают, что страну перекормили рекламой пива. Зато и объем рынка увеличился - в денежном выражении в 2,5 раза, за счет, естественно, раскручиваемых марок. Ульяновские же пивовары рекламируют свою продукцию скромно: местные жители могут припомнить лишь несколько уличных щитов да редкие телеролики.
Сейчас количество рекламы пива в СМИ немного уменьшилось, но пивовары тратят средств на нее не меньше. Просто подорожали рекламные площади. Специалисты сходятся во мнении, что пока еще не насыщена ниша премиальных сортов пива, и производители будут пускать рекламу в этом направлении. Ульяновские пивовары тоже пытаются выпускать свой "премиум". Захотят ли они активнее продвигать товар, работать над его качеством? Или будут по-прежнему уповать на низкие цены, смиряясь со спадом производства? Но любой спад бьет в том числе и по доходам областной казны: она теряет там, где могла бы получать.
Владимир САМАРИН.