С триумфом пройдя в Госдуму, ЛДПР и блок "Родина" обнаружили, что в их услугах там никто не нуждается.
Счастье малочисленных фракций возможно тогда, когда ни одна из групп не имеет в Думе явного преимущества. Чтобы принять какой-то закон, его инициаторам приходится много "работать" за кулисами, обсуждать и торговаться. Другими словами, фракции могут удачно продавать свои голоса, хорошо зарабатывать и наслаждаться жизнью.
Такая лафа была в Думе второго созыва (1995-1999). Тогда, наверное, и появились у некоторых депутатов из фракций-карликов по десятку квартир в разных городах страны и иномарки в гаражах. Дума третьего созыва была уже более однородной. Пропрезидентские "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" получили в ней большинство, и расходы правительства на задабривание депутатов, вероятно, сократились. Любое решение проходило в Думе по звонку из Кремля. Голоса других фракций могли пригодиться только в случае изменения Конституции, но Владимир Путин менять ее не хотел.
А Владимир Жириновский, напротив, очень хотел, о чем громогласно и заявлял на каждом шагу. Говорил, что надо укрупнять регионы, надо ликвидировать выборность губернаторов и мэров, надо менять функции парламента. Без поправок в Конституцию ни одно из перечисленных "надо" в жизнь не претворишь. Жириновский, возможно, надеялся, что в нынешней, четвертой, Думе у "Единой России" возникнет нужда в голосах его фракции. Но увы, не возникла, поскольку под флаги прокремлевского ЕдРа новоизбранные депутаты повалили валом, и ему, ЕдРу, не проблема набрать даже 301 голос. Именно такое количество называется конституционным большинством.
Это означает, что в услугах ЛДПР, как и глазьевско-рогозинской "Родины", Кремль не нуждается. Изменить Конституцию, если до этого дойдет, он сможет и без них. И им, триумфаторам прошедших выборов, остается та же судьба, что и у КПРФ - ворчать в углу. Это, кстати, может способствовать невзначай снижению коррупции в Госдуме, если только сама "Единая Россия" не начнет брать взятки у других фракций - за проталкивание, например, интересов близкого к ЛДПР или "Родине" бизнеса.
Геннадий ЯКИМЧЕВ.