Пора сажать
не только семена, но и их производителей
Кто из нас не вспомнит случая, когда купленные семена не всходили ни с первого посева, ни с повторного или когда в пакетике вообще не оказывалось ни пылинки (так было у меня в прошлом году, когда я, наконец, увидела в продаже желанную хосту - декоративное растение, королеву тени).
Увы, подделки - всюду. Вместо семян помидоров, вызревающих якобы в вечной мерзлоте, подсовывают семена полыни, вместо плодородной земли пытаются продать нечто такое, от чего птицы, пролетая над вашим участком, умирают на лету...
Фирм, производящих и пакующих семена, сейчас тысячи, новых культур и сортов - глаза разбегаются. На рынках же - такая анархия, что многие огородники, несколько раз обжегшись, начинают переходить на собственное семеноводство, как в старые добрые времена.
Итак, мы все же покупаем семена. Внимательно осмотрите пакетик - серьезный производитель обязательно указывает год урожая семян и срок, до которого сохраняется их всхожесть. Конечно, бумага все стерпит, и проштемпелевать можно любую цифру, но, по крайней мере, это гарантия, что уже расфасованные семена не валялись пять лет где-нибудь на складе. Обратите внимание, нет ли на пакетике черных размазанных полос - так обычно уничтожают старую дату на просроченных семенах. Часто такие полоски встречаются на импортных фасовках. Наши коммерсанты скупают по дешевке семена с истекающим сроком годности, сажают бабушек со штампиками - и семена, место которым на свалке, обретают у нас вторую молодость. А ты потом посадил грядку моркови - ни одного всхода, посадил в другой раз - опять по нулям, соседи уже хрустят каротелью, а у тебя все еще посевная. И не пятерки, потраченной на семена, жалко, а упущенной возможности получить урожай.
Можно и даже нужно проводить свою экспертизу на всхожесть. Вы знаете, как это делается. Элементарное намачивание семян. Проклюнулись - значит, живые. Правда, на такую экспертизу иногда семян не хватает, если их в пачке всего-то три. Закаленные в конкурентной борьбе фирмачи с каждым годом все уменьшают и уменьшают "вложения".
Очень важно научиться поменьше верить рекламе и отдавать предпочтение районированным в вашей местности сортам и гибридам. В Интернет-изданиях все чаще можно встретить информацию, подобную этой.
Раздобыла фирма задешево контейнер семян помидоров, районированных где-то под Сан-Франциско. Задача сотрудников - придумать какое-нибудь броское название... Ну, скажем, "Царское сердце". Теперь - печатаем тексты на пакетиках, где обязательно идет рассказ о суперсовременном сверхурожайном сорте, который не боится ни заморозков, ни болезней. И, наконец, красивая картинка, где "Царское сердце" должно быть ярким, сочным, брызжущим силой и здоровьем. Таких картинок в Интернете - пруд пруди, бери любую!
Еще опасайтесь всевозможных доморощенных "новинок" по почте, особенно тех, кто высылает семена после предоплаты. То нам впаривают неведомое науке "смородинное дерево", то малосъедобную "огурдыню". "Хит" нынешнего сезона - шпинат-малина. Специалисты, разобравшись, говорят, что это - марь белая, сорняк.