Сергей Бодров в один день стал кумиром, сыграв Данилу Багрова в фильмах Алексея Балабанова "Брат" и "Брат-2". Но и до этой звездной своей роли он уже многое успел. Пошел работать на телевидение, защитил диссертацию по искусствоведению, неожиданно стал актером, а потом и режиссером.
Он, не боясь, называл себя счастливчиком. "Повезло и везет - что Бога гневить?". Секрет везения, конечно, не папа-режиссер, который случайно взял сына на съемки "Кавказского пленника" и случайно предложил ему впервые сняться. Секрет - в его натуре, в единственно верной интонации, которая заставляла телезрителей "Взгляда" снова и снова включать телевизор в назначенный час. Сергей говорил с гостями в студии так, что все люди для него - люди, и бомж, и вундеркинд, что законы непредательства, независти, нелести и еще масса всяких "не" - эти законы для него незыблемы. Остальное - чепуха. Он будто садился с вами плечом к плечу и говорил "за жизнь" - как друг, как брат. Он стал братом еще задолго до "Брата".
Бодров не был "говорящей головой", как это случается со звездами кино и телевидения. То есть написанный текст произносят грамотно и обаятельно, а от себя - ни слова. У него были слова, и то, что за ними. К несчастью, случается, что человека хотят услышать, когда он уже молчит. Но и тогда не поздно вслушаться.
"...Когда я был маленьким, я считал себя очень умным. По крайней мере, мне было сложно представить человека умнее меня, кроме разве что нескольких взрослых. Это ощущение прошло, когда я прочитал книгу Толстого "Детство. Отрочество. Юность". Меня поразило, что то же самое и теми же словами вспоминает о себе писатель.
...Однажды я украл у товарища машинку. Играть в нее я не смог. Начал ужасно мучиться. Про это узнала мама и посоветовала позвонить родителям того мальчика. Стыд был чудовищным, сама мысль о звонке - непереносимой, но я решился. Тогда я понял, что мужественные поступки совершать труднее, чем постыдные, но зато они делают тебя сильнее...
...Первое расставание с любимой легким не бывает. Я тоже непросто переживал этот момент до тех пор, пока не сел за стол и не написал проникновенный лирический рассказ про офицера-подводника. Когда в четыре утра на бумаге была поставлена точка, я был здоров и лег спать. Тогда я понял, что искусство - великая сила...
...На первой картине есть, конечно, момент какого-то задора и безбашенности. Это должно присутствовать: "Конечно, я смогу, я сделаю!". Ну, как в детстве! Я помню, съезжал с горок на деревянных лыжах просто как не фиг делать. Потом через несколько лет пришел на эту горку, и у меня внутри пробежал холодок. Я подумал: "Нет, надо съехать". Съехал, сломал одну лыжу и понял - больше никогда! Дети не думают о причинно-следственной связи. Так надо и в кино, и везде - не размышлять долго и бесплодно, а отрываться! Рефлексия - это такая ползучая змея, которую надо уничтожать. Ну, сказал бы Гагарин Королеву: "Я не уверен, заработает эта штука или не заработает!" - никуда бы и не полетели...
...Как-то один известный и симпатичный политик сказал мне, что он с коллегами обсуждал фразу: "Мы должны любить нашу Родину только за то, что она наша". Собственно, эту фразу я и сказал тогда (во время выступления в "Олимпийском" по случаю выхода "Брата-2". - Ред.). Мне понравилось, что серьезные люди запомнили это и даже с кем-то обсуждают. Значит, это имеет значение. А еще я сказал то, что в одном из монологов говорит Данила: сила в правде. Балабанов уже после выхода фильма выяснил, что эту фразу произнес Александр Невский перед Ледовым побоищем. Есть свои правды, а есть одна - безусловная для всех. Если твоя правда - действительно правда, то она никогда не будет "другой", а будет частью той, общей. Конечно, если мы подразумеваем именно правду, а не интересы...
...Я знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незымысловат. Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата... Эти слова были первыми, но и самыми важными. Ну а в наше время эти слова просто необходимо произносить, так как они очень напоминают тот первобытный хаос, когда вообще нет никаких правил. И я очень рад, что о таких понятных вещах пришлось говорить мне. Я чувствую, что сказать это было необходимо именно сейчас...
...Когда мы обсуждали проект "Игра в жизнь", похожий на "Последнего героя", мы пришли к выводу, что существует два типа телевидения. Можно делать людей хуже, чем они есть, а можно лучше. Нам хотелось увидеть наших героев как раз в лучших проявлениях, несмотря на те тяжелейшие условия, в которые они были поставлены. Передача изначально задумывалась как позитивная. Адский остров с нечеловеческими условиями жизни должен был объединить его жителей в команду. А когда приходило бы время голосовать, то выбирали бы самого уставшего или самого лучшего, проявляя тем самым сострадание и любовь - самые человеческие качества. Конечно, в "Последнем герое" есть элементы соблазна. Поддавшись искушению, человек может поступить некрасиво, но у него всегда есть возможность проявить себя достойно. У каждого всегда остается право выбора..."
В гибель Бодрова и его людей под ледником никто не хотел верить, сердце не принимало. Разум хватался за соломинки. Вот актриса Анна Дубровская была в списках пропавших без вести, а оказалась в Москве, она уехала из Осетии днем раньше, чтобы сыграть Дездемону в спектакле театра имени Вахтангова. Вот члены съемочной группы, которые были буквально рядом с Сергеем Бодровым - Сергей Сафонов и Дмитрий Шибнев, - спаслись. Вот 64-летний местный житель скрылся от селевого потока в одной из горных пещер, потом его нашли спасатели. По каналам информагентств в минувшие выходные несколько раз проходило сообщение о том, что Сергей Бодров будто бы вышел на связь. Однако в МЧС России не подтверждали этот факт.
Появилась информация, что катастрофа была предсказана еще 200 лет назад, тогда ледник накрыл горячие источники, которые находятся в верховьях Кармадонской долины. В 60-е годы на этом месте работала экспедиция гляциологов. Они обследовали ледник и подтвердили, что находиться тут очень опасно. Но к тому времени в долине был построен санаторий, и исследования ученых прикрыли.
Со временем надежды становилось все меньше. Уже стали говорить, что съемочная группа была застрахована на 2,3 млн долларов. По мнению чиновника местной администрации, те, кто оказался под 100-метровой толщей льда, так и останутся там погребенными навек. Отец Сергея - Бодров-старший - пробыл пару дней в Осетии, постоял у того ледника, развернулся и улетел в Москву, сказал, что ему надо позаботиться о внуках. Ведь там подрастает сын Сергея - Бодров-младший.
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернет-изданий.
Досье
Сергей Бодров родился 27 декабря 1971 года в Москве. В 1994 г. закончил отделение истории искусств исторического факультета МГУ. С 1994 по 1996 г. - автор и ведущий телевизионной программы "Взгляд". В 1998 г. на кафедре истории искусств МГУ защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Архитектура в венецианской живописи Возрождения". Снялся в фильмах: "Кавказский пленник" (приз "Ника-96" и "Кинотавр-96" за лучшую мужскую роль и приз кинопрессы как лучшему актеру за 1996 г.), "Брат" (приз "Silver Hugo" МКФ в Чикаго и фестиваля "Кинотавр-97" за лучшую мужскую роль), "Стрингер", "Восток-Запад", "Брат-2", "Сестры", "Медвежий поцелуй", "Война", "Давай сделаем это по-быстрому". Дебютировал в качестве режиссера в фильме "Сестры". В совершенстве овладел английским, итальянским, французским языками. Любимый вид спорта - теннис. Профессиональные навыки: рукопашный бой, трюковые элементы, верховая езда. Женат. В семье Бодровых растут дочь и сын.