UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 10 января 2002 года №3



Тайны древнего кургана


История возникновения таинственного кургана на обрывистом волжском берегу возле села Балымер, что на границе Ульяновской области и Татарстана, до сих пор окутана тайной.
Легенда
Среди жителей близлежащих деревень давно ходит легенда, что в дни монгольского нашествия булгарские ханы во время осады города вынесли через подземный ход свои сокровища и схоронили их внутри высокого холма на берегу Волги у села Балымер. С тех пор сокровища никто не видел, но кладоискатели настойчиво рыли в кургане ходы в надежде найти драгоценности. Находили лишь кости, осколки древней посуды, украшения, что в принципе только подогревало слухи о ханских сокровищах.
Легенды не только передавались от поколения к поколению. Сто лет назад в Санкт-Петербурге была выпущена 22-томная книга "Россия". В ней упоминаются огромная насыпь в селе Балымер (высота - более 10 метров, в окружности - около 400) и народное предание о том, что в боку этого кургана раньше был проход и железные двери, за которыми будто бы зарыты вывезенные из столицы Булгарского царства сокровища. В книге говорилось и об одном найденном кладе. Это произошло осенью 1862 года. При распахивании межи археологи обнаружили глиняный сосуд, наполненный монетами.
Предания о сокровищах хана Балымера записаны были и русским историком Петром Рычковым еще два столетия назад. Будто бы в развалинах села Балымер стояла огромная башня, под которой в древности местный правитель построил подземную палату, где хранил все свои сокровища. Они и поныне лежат там, но взять их мешают волшебные заклинания. Все, кто пытался сделать под башню подкоп, видели у входа в палату прикованную цепью ужасную черную собаку. Она яростно кидалась на кладоискателей, и те возвращались домой, лишившись разума. Эта легенда многим не давала покоя. А вдруг эта палата с сокровищами находится внутри балымерского кургана?
Похороны руса
В конце 1980-х годов петербургский ученый Александр Юрченко организовал экспедицию "Сафир" по пути Ахмеда-ибн-Фадлана, побывавшего в наших краях в 922 году с посольством от багдадского халифа. В своих записях ибн-Фадлан описал обряд похорон знатного руса, прибывшего в Булгары по торговым делам. Юрченко считал, что балымерская возвышенность как раз может быть тем самым курганом, насыпанным над древней могилой.
...Все происходило на берегу Волги. Корабль руса вытащили из воды и установили на деревянный помост. На палубе соорудили большой шалаш, покрыли его камнями, а внутри на парчовых матрацах и подушках посадили наряженный труп умершего купца. Вокруг разложили цветы, оружие, еду. На глазах людей, собравшихся со всей округи, убили собаку, двух лошадей, двух коров, петуха с курицей и разложили трупы на палубе. Затем в шалаш вошла девушка, решившая добровольно умереть со своим господином. Несколько мужчин изнасиловали ее прямо рядом с трупом. Потом они держали ее за руки и ноги, а страшная старуха со всей силой втыкала в тело девушки огромный кинжал, пока та не умерла. Затем корабль обложили дровами и подожгли. Менее чем через час на этом месте осталась гора золы и пепла. Над ней навалили большой земляной холм, а в центре установили высокое бревно, на котором написали имя умершего купца и имя правителя русов.
Вот это захоронение историк Юрченко и отождествлял с курганом.
Пир на могиле
Среди археологов между тем тоже шли споры. В 1925 году археолог Смолин провел на кургане первые раскопки. Он обнаружил остатки больших конструкций и около 30 кострищ, в которых найдены железное шило, миниатюрный глиняный горшок, янтарная подвеска, кости животных и рыб. Именно Смолин определил впервые тот курган как жертвенное место. Потом среди археологов установилось мнение, что балымерский холм - погребальный комплекс древних русов.
Другой археолог, побывав на месте, выдвинул другую гипотезу, что этот курган есть не что иное, как древнее языческое капище, где местные племена совершали жертвоприношения своим богам.
На выбранной ровной площадке по указанию старейшин были разложены огромные костры, в которых сжигали домашних животных и рыб. Во время обряда язычники бросали в огонь посуду и другую домашнюю утварь. Через некоторое время на этом месте установили несколько деревянных срубов. Все сооружение слегка обожгли и засыпали землей. Затем установили второй ярус деревянных срубов и тоже обожгли и завалили землей. На вершине искусственного холма поставили деревянное строение, в котором установили статую главного божества. У подножия святилища со стороны Волги располагался жертвенник - яма полуметровой глубины и диаметром в 15 метров. Здесь разводили костер, в котором сжигали жертвоприношения. Происходило это обычно после сбора урожая. Толпы людей собирались со всей округи и приносили с собой дары божеству. В огонь во время праздника летели пшеница, зерно, желуди. Одновременно приносились и кровавые жертвы, для чего на курган пригоняли и здесь же убивали коров, овец, лошадей и свиней. Охотники и рыбаки несли свои трофеи - лосей, зайцев, рыб. Языческий молебен на холме переходил в пиршество. Люди ели мясо жертвенных животных, выпеченный здесь же хлеб, сваренную рыбу. Все это запивалось хмельными напитками из меда. Глиняную посуду после разбивали и бросали в костер. Пиршество сопровождалось ритуальными песнями и плясками. Иногда празднество растягивалось на несколько дней.
Шолом погибает
А в разгар вооруженных конфликтов за установление единой веры исламские воины булгарского правителя разрушили культовое место. Но еще почти сто лет здесь тайно собирались язычники и разводили костры, совершали священные ритуалы.
- Шолом - так местные жители называли этот таинственный холм, - говорит ульяновский поэт и краевед Николай Марянин, который долгое время изучал историю своей малой родины. - Это уникальный археологический памятник Среднего Поволжья. Древнее культовое место может дать очень ценные сведения о живших здесь некогда народах. Но сейчас волжский обрыв рушится и метр за метром река съедает древнюю святыню. Но хочется верить, что найдутся энтузиасты, которые восстановят первоначальный облик жертвенного святилища и устроят на Шоломе уникальный музей под открытым небом. Ведь все чертежи этого строения можно восстановить по материалам Б. Жиромского и дополнительным исследованиям археологов.
Подготовил Арсений КОРОЛЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz