Преодолеть страх людей перед переменами и изменить менталитет оказалось наиболее трудным - в этом признался журналистам генеральный директор УАЗа Эдуард Шпаковский на пресс-конференции, посвященной итогам работы Ульяновского автозавода в 2001 году и его перспективам. Но менталитет, по мнению Шпаковского, начал меняться, а страх у одних ушел, а у других - кто занимался не тем, чем надо - усилился. И все это гендиректора радует.
По его словам, в целом программа минувшего года на УАЗе выполнена на 105 процентов. Что-то немного не дотянуло до намеченного, что-то сделано с опережением. Автомобилей, например, было собрано меньше запланированного - 71106 штук. И меньше чем в 2000 году. Однако в деньгах завод выручил больше, а убытки сократились в пять раз. Если годом раньше их было 2,5 млрд рублей, то в 2001 г. - 500 млн.
Сохранению убытков поспособствовали долги предприятия, спад производства и трудности со сбытом в первом полугодии. Но во второй половине года кризис продаж был преодолен, положение стало выправляться. УАЗ собирал по 7000 автомобилей в месяц, положительная рентабельность достигла 4-6 процентов. Средняя зарплата на предприятии выросла в течение года на 70 процентов. Дальнейшее ее повышение пойдет дифференцированно - в зависимости от вклада работника, от затрат на его подготовку. Осенью, например, были простимулированы незаслуженно остававшиеся в тени ремонтники-наладчики. Чаще станет применяться система контрактов. УАЗу удалось под конец года реструктурировать все свои долги, в том числе полуторамиллиардную задолженность перед федеральным бюджетом. Все это повысило цены на акции ОАО "УАЗ" на биржах в последнее время в 2,5 раза - положительный симптом.
Шпаковский назвал ушедший год годом выживания и перелома, подчеркнув, что наступивший должен стать годом значительного экономического роста. Действительно, УАЗ поставил для себя небывалую высоту! Выпустить 110 тысяч машин. Заработать 500 млн рублей прибыли. Довести производство новых джипов "УАЗ-3160/62" до 20 процентов от общего количества, когда в прошлом году они составляли только 3 процента. И в то же время работать над "уазиком" завтрашнего дня, модернизируя одновременно старый модельный ряд.
Реально ли всего этого достичь? Нынешняя команда топ-менеджеров считает, что да. Она рассчитывает на увеличение в полтора раза госзаказа и в два раза - экспорта. На повышение производства машинокомплектов, на улучшение качества продукции. На экономию от программ тотальной оптимизации производства (164 млн руб. в год), пересмотра материально-технических нормативов, снижения накладных расходов.
Главную же задачу автозаводцев можно, пожалуй, назвать "автомобиль плюс": с 1 января 2002 года "уазик" рассматривается предприятием как сочетание высококачественной машины, сервиса продаж и обслуживания. Кстати, чтобы выполнить свою грандиозную производственную программу, УАЗу потребуется увеличить во втором полугодии численность работающих до 30 тыс. человек. Но уже сегодня каждому заводчанину предстоит начать доказывать, что слова с делами на автозаводе не разойдутся.
Владимир ПУГАЧЕВ.