Невероятные приключения
ульяновских лётчиков на земле и в небе
Профессия пилота героическая, и свои подвиги авиаторы подчас совершают не только в небесах. В преддверии Дня Воздушного флота, который отмечается завтра, мы попросили ульяновских летчиков рассказать о своих буднях.
Ульяновск - город авиационный. Помимо трех авиакомпаний, которые базируются здесь ("Волга-Днепр", "Авиастар" и воронежский "Полет"), у нас единственное на весь СНГ авиационное училище гражданской авиации и аж два аэродрома. Не каждый регион страны может похвастаться этим. К тому же аэродром "Ульяновск - Восточный" считается самым привлекательным с точки зрения инвестиций, так как может принимать большие грузовые самолеты. И уж, конечно, всем тем летчикам, которые работают здесь, есть что вспомнить.
Благодарность за спасение девочки
Не так давно экипаж "Руслана" вернулся из Казахстана. На борту "АН-124" ульяновские пилоты перевезли на Байконур уникальный спутник. Выпал один день отдыха, и ребята пошли на реку Сыр-Дарья. Позагорали, отдохнули перед полетом и уже было собрались идти к своему лайнеру. Как вдруг со стороны реки услышали крик о помощи. В потоках Сыр-Дарьи барахтался ребенок. Борт-инженер Виктор Трифонов, не раздумывая, бросился в воду. Течение в реке сильное, летчик моментально сориентировался и поплыл наперерез. Три минуты хватило, чтобы подплыть к тонущей девочке, схватить ее и вытащить на берег. Спасенной оказалась девятилетняя казашка, которая без разрешения родителей ушла из дома и решила искупаться в реке. Придя в себя после шока, девочка слезно просила не рассказывать о случившемся родителям. Да и времени у пилотов не было на это. Проводив ее до дома, Виктор Трифонов вернулся на борт "Руслана". А через час самолет покинул казахскую землю. Прилетев в Ульяновск, ребята из экипажа рассказали о случае руководству. Приказом по авиакомпании инженеру Трифонову объявлена благодарность.
Афганские тайны
Не все знают, что ульяновские пилоты стали первыми летать на афганскую землю после начала антитеррористической операции. Рейсы на самолетах "Руслан" осуществлялись по заказу 15 правительств и организаций. В Афганистан были доставлены: чешский передвижной госпиталь, вертолеты, легковые автомобили, временные мосты, палатки, продовольствие, снегоуборочная техника, машины скорой помощи, миноискатели и почта. Летать в Афганистан было опасно и сложно. Никто не знал схему захода и посадки в аэропорту Баграм. К тому же на разбитом аэродроме не было навигационного оборудования. Да и горный ландшафт требовал особого мастерства пилотов. Тогда в Баграм специально вылетали представители ульяновской авиакомпании и на месте собирали нужную информацию об опасностях при выполнении рейса. После этого была составлена схема захода на посадку. Потом она отрабатывалась в ходе тренировок в аэропорту "Ульяновск - Восточный".
"Только после решения всех технических и организационных вопросов авиакомпания приступила к выполнению ответственной миссии, - сказал заместитель директора летной службы авиакомпании "Волга-Днепр" Сергей Буянкин. - Первые месяцы были особенно напряженными".
Самолёт смыло водой
Бывало, что нашим летчикам приходилось и тонуть. Рассказывает сотрудник летно-испытательного комплекса "Ульяновск - Восточный" Виталий Ефимов.
"Я тогда был командиром "АН-2", работал в Управлении Таджикской авиации. Прибыли в район стихийного бедствия, нужно было эвакуировать горных таджиков, прошел сильный селевой поток, река вышла из берегов и смыла кишлаки. Прилетели под вечер, решили заночевать в самолете, а утром вылететь обратно в Душанбе. Самолет стоял на грунтовой полосе, недалеко от реки. Ночью погода ухудшилась, разразилась страшная гроза, пошел сильный ливень, река вышла из берегов и понесла наш самолет. Что делать? Пришлось спасать свои жизни. Кто в чем был бросились в воду и плыли в темноте к берегу. А самолет несло вниз по течению. Технику, конечно, не уберегли, но зато всех спасли и экипаж остался жив.
А однажды, уже на "ТУ-154" , дело было над Каракумами, самолет вдруг потерял управление. Его швырнуло в сторону, потом бросило вниз. Раздались крики в салоне, пилоты и пассажиры испытали немыслимые перегрузки. Несколько секунд чистого падения, и вдруг самолет вновь стал слушаться штурвала. Набрали нужную высоту...
В такие минуты не сообразишь сразу, что попал в воздушную яму. Домой летчики пришли в мокрых рубашках".
Арсений Королев.
Кстати, торжества по случаю празднования Дня Воздушного флота пройдут в новом городе. В субботу утром свои двери распахнет "Авиастар", можно будет посмотреть цех окончательной сборки самолетов, а в воскресенье на поле, что напротив проспекта Авиастроителей, состоится авиашоу. Начало в 10 утра. Вечером - дискотека и незабываемый фейерверк.