Рыба сорвалась
Поняв, что взять авиационный завод за бесценок не удастся, московско-ростовская фирма намерена покинуть Ульяновск
Когда весной этого года было объявлено о "покупке" "Авиастара", первым вопросом был вопрос, а кто покупатель? Покупателем оказалась некая фирма, в основе которой числилась мыловаренная компания из Москвы и еще завод в Ростове-на-Дону. Это известие вызвало новый вопрос: откуда у мыловаров деньги на скупку авиазаводов? Предполагали, что деньги им дал кто-то, пожелавший, как говорят в таких случаях, остаться неизвестным. Ни во что определенное версии и предположения не вылились, а люди от "покупателя" - холдинга "Новое содружество" ("НС") - заняли на "Авиастаре" руководящие посты.
По условиям соглашения "НС" должен был получить со временем 48 процентов акций авиазавода и вложить при этом в предприятие 2 млрд рублей. А на первом этапе он рассчитывал оформить в свою собственность 26 процентов акций. Однако начались проблемы. Искомые акции принадлежат двум юридическим лицам - ОАО "Авиастар" и ОАО "Туполев". Контрольный пакет "Туполева", в свою очередь, находится в руках государства. Государство запротестовало против ухода ЗАО "Авиастар-СП" из-под контроля. Акции "Новому содружеству" в назначенный срок переданы не были. В июле "НС" объявило о приостановке инвестиций в авиазавод и одновременно обрисовало в СМИ катастрофу, которая, дескать, последует за этим его решением. Была запущена в СМИ и версия о причастности к борьбе против "НС" египетского бизнесмена Ибрагима Кемаля, имеющего контракт с "Авиастаром".
Как бы то ни было, но сделку с "НС" решили пересмотреть, объявив, возможно, новый инвестиционный конкурс, что может означать приход другого покупателя, если он предложит более выгодные условия. Не дожидаясь этих событий, менеджеры "НС" известили 2 октября о своем уходе с "Авиастара". Известили громко, особенно по внутризаводскому радио, что наводит на подозрение о некоей политической подоплеке их шага. Расчет, возможно, на то, что измотанный более чем десятилетним безвременьем коллектив восстанет, перекроет трассу или мост или предпримет какие-то другие действия, чтобы настоять на передаче акций "Новому содружеству". Тем более что "НС" без конца твердит о миллионах, уже вложенных им в "Авиастар", о зарплате, которую начали выдавать, и так далее.
Всего вложено где-то 250 млн рублей. Для предприятия масштаба "Авиастара" это гроши. К примеру, "Северсталь", придя на УАЗ, вложила в него 100 млн долларов (или 3 млрд рублей) и называет эти инвестиции минимальными, основные же собирается делать позже. "Новое содружество" хотело заиметь ползавода, а фактически взять над ним полный контроль, всего за 2 млрд рублей (или за 70 млн долларов).
Корень всей этой бодяги, разыгравшейся вокруг "Авиастара", надо полагать, именно в "грошах": идя на сделку с "НС", кто-то сильно "лопухнулся". 70 млн долларов за крупнейший в Европе, по определению самих авиастроителей, завод - смешно. Опомнились и пошли на попятную. Ситуация похожа на рыбалку. Забросило "НС" удочку, на нее клюнула чуть ли не белуга, потащили, а она сорвалась. И не сорваться не могла, поскольку удочка для такой рыбы слишком хилая.
Юрий КАШИНСКИЙ.