UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 15 ноября 2001 года №172



История начинается с дверной ручки старинного особняка


Историко-мемориальный заповедник "Родина В.И.Ленина" создавался с целью пропаганды имени вождя мирового пролетариата. Но время определило ему и другую роль - сохранение облика старого Симбирска, того, что является визитной карточкой города.
Завтра заповедник отметит свое 17-летие. Дата некруглая, но дает повод подумать: что стало бы с Ульяновском, если бы не он? Нужен ли он ульяновцам? На эти вопросы отвечает директор Историко-мемориального заповедника Александр Зубов.
- Если бы не заповедник, центр города давно застроили бы многоэтажками из силикатного кирпича. Земля здесь дорогая, поэтому дома росли бы вверх и вниз. Что совершенно недопустимо, так как это разрушит остатки сохранившегося старого Симбирска. Нельзя нам брать пример с Москвы. Я присутствовал недавно на заседании музейных работников Кремля. Москвичи в шоке - после строительства подземных магазинов на Манежной площади подвальные помещения всех близлежащих зданий оказались в воде. Среди них - и музеи за Кремлевской стеной, Исторический музей. Подземные воды, когда им преградили дорогу, устремились по другому руслу и теперь разрушают исторические здания. То же самое ожидает Ульяновск, если строить необдуманно.
- Заповедник не выступает в роли консерватора, искусственно охраняя ветхие здания? Город все же должен развиваться.
- Вот появились в центре города "Кривой дом", здание КДЦМ - украшают они город? Нет. Другое дело - здание банка на улице Карла Маркса, построенное в стиле старого Симбирска, как будто всегда тут и стояло. Нам нужно сохранить хотя бы остатки исторической части города.
С другой стороны, нравится нам или нет, Ульяновск привлекателен прежде всего именем Ленина. Визитная карточка города - не УАЗ, не "Авиастар", не "Волжанка", как ни старались из них сделать марку Ульяновска. Эти предприятия уже не наши. А историю нельзя ни приватизировать, ни акционировать.
- В сохранении исторического облика соседние города преуспели за последние годы гораздо больше.
- В Казани и Чебоксарах и деньги другие, и подход другой. Мэр Казани назначил специального человека, который прослеживает реставрацию зданий. Президент Чувашии - патриот Чебоксар.
Мне иногда кажется, что в Ульяновске остался один патриот - это я. В смысле сохранения истории города. Если театр начинается с вешалки, то история - с дверной ручки памятника архитектуры. То есть с исторических мелочей. А у нас Юрий Вячеславович Полянсков - замечательный человек, кстати! - взял и заменил дубовые двери здания УлГУ на пластиковые. То же самое сделали с гостиницей "Россия". Что, денег на дубовые двери не нашли бы? И теперь у нас памятники архитектуры украшены пластиковыми дверями. Или вот бизнесмен Казаков вознес стену между кафе "Лакомка" и сквером Гончарова. Теперь сквер погибает, а власти не хотят заставить Казакова снести стену. Исторические ценности мы теряем ежедневно. Но я рад, что в последнее время мэрия и городская Дума начали поддерживать заповедник: не материально, а хотя бы морально.
- Дорога директора заповедника, похоже, усыпана больше шипами, чем розами.
- С 1991 по 1998 год заповедник жил почти на осадном положении. Все, кому не лень, нападали на Ленина, заповедник, конечно же, идентифицировали с его именем. А потом все как-то успокоились. Но появились новые русские, которым нужна земля именно в центральной части города. Пытались подкупить, угрожали расправой. Но мне терять нечего, я и так смертник. Живу на диализе. Пока эти "крутые" отступили. А мы теперь можем спокойно работать. Каждый год открываем новые музеи. В ближайшие 2-3 года появятся музеи фотографии, археологии, мелочная лавка.
- В такой энергичной работе Вами по-прежнему движет преданность идеям Ленина?
- К Ленину можно по-разному относиться - как к тирану или гению. Я считаю, что он гений. Но я думаю о другом. Чтобы обо мне люди сказали: "Зубов не зря жил на свете". Чтобы дочь, проходя по улицам города, могла бы гордиться: "Эти симбирские дома сохранил мой отец".
Алсу ИДРИСОВА.
Ленинский заповедник был создан в 1984 году. Он имеет 173 гектара земли в центральной части города, 10 музеев, собственную пожарную часть. В нем работает более 50 научных сотрудников. Первым директором заповедника был Алексей Верников. Последние 13 лет руководит Александр Зубов.
История заповедника условно делится на доперестроечное и постперестроечное время. Последнее дополнило содержимое музеев новыми фактами. Например, к рафинированному образу Володи Ульянова прибавилась характеристика, написанная рукой директора гимназии Федора Керенского, которая гласит, что ученик Володя Ульянов сторонится своих друзей, и их у него мало.
Парта, за которую в школе №1 сажали только отличников, так как за ней сидел юный Ленин, оказалась обычной гимназической партой, - нет доказательств того, что за ней сидел будущий организатор социалистической революции.
С перестройкой в Доме-музее В.И.Ленина появились икона и Библия. Миф об атеистическом прошлом Ульянова-Ленина разбился об историческую правду: Илья Николаевич был верующим человеком и требовал того же от своей семьи.
Сотрудники заповедника не принимают всерьез публикации о том, что Александр Ульянов был сыном Марии Александровны и будущего террориста Каракозова. Музейщики верят только документам.
Впервые портреты царей в Ульяновске появились именно в музее гимназии №1, относящемся к заповеднику. Того требовала историческая правда. За эчто директора заповедника Александра Зубова едва не исключили из партии. Но первый секретарь обкома Юрий Горячев, придя в музей перед открытием, заявил окружению: "Ладно, мужики, мы же против правды не пойдем. А вообще мне некогда, я поехал по магазинам".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz