Виктор Сахаров: "Проблем с горячей водой не должно быть"
В ближайшие дни газовики, скорее всего, сократят поставки газа на городские ТЭЦ. До сего дня ТЭЦ получали 80 процентов топлива от запланированного, будут получать 50 процентов. Как это скажется на населении? Никак не скажется, считает генеральный директор АО "Ульяновскрегионгаз" Виктор Сахаров.
- Энергетики не поставляют сейчас в дома ни тепла, ни горячей воды, поэтому сокращение поставок газа на ТЭЦ на жителях не отразится. Это разборки между монополиями.
- Энергетики так плохо себя ведут?
- Все дело в долгах. Текущие платежи "Ульяновскэнерго" с апреля производит, но отказывается отдавать деньги за газ, потребленный прошедшей зимой. Вы помните, что отопительный сезон был тогда на грани срыва. Приезжал Кириенко, нас уговорили отпустить газ на ТЭЦ авансом, без предоплаты, что мы и сделали. И только это, я считаю, спасло город от замерзания. Но в апреле денежные потоки "Ульяновскэнерго" взяла под свой контроль СМУЭК, счета были закрыты. Руководство СМУЭК заявило, что за долги, сделанные до их прихода в Ульяновск, они не отвечают.
- И какая сумма повисла?
- 102 миллиона. Это долг энергетиков за газ, сожженный в январе-феврале. Проблем у нас нет с населением. Оно оплачивает 100 процентов и бесперебойно получает газ. Когда человек чиркает над плитой спичкой, ему даже в голову не приходит, что газа может не быть. Он уверен, что все в порядке. Наша отрасль работает как часовой механизм, к этому все уже привыкли. Мы хотим, чтобы такой же стабильной была ситуация с горячей водой и теплом, и сами хотим этого добиться.
- Каким образом?
- На днях мы подписали соглашение с администрацией области и руководством городов и муниципальных образований о выработке тепла и горячей воды. Нам в долгосрочную аренду передаются основные фонды муниципальных систем. Это котельные и теплосети. Головная боль с властей будет снята, пусть они занимаются бюджетами, социальной защитой, охраной порядка.
- А вам-то эта головная боль зачем - чтобы люди зимой говорили: опять Сахаров народ морозит?!
- До сих пор такие заявления были несправедливыми, потому что мы не занимались производством тепловой энергии. Но с этой задачей, я считаю, мы справимся лучше. Технологии у газовиков более современные и надежные. В теплоэнергетике многое, как и у нас, завязано на трубопроводных коммуникациях. Теплосети постоянно выходят из строя, поскольку сильно изношены. Их латают, то есть вырезают, например, участок трубы, где возник порыв, и заменяют. А заменить, возможно, выгодней, если как следует подсчитать - не отдельные участки, а всю трубу. И, может быть, на трубу с другим качеством. Сейчас много разновидностей. Есть с эмалевым покрытием изнутри, срок службы в этом случае, естественно, дольше. Есть полиэтиленовые трубы, они служат в среднем по 70 лет. Такая замена может быстро окупиться, что в конечном итоге приведет к снижению затрат на выработку тепла и к снижению тарифов.
- Читатели этому не поверят...
- Почему? В прошлом году мы взяли в аренду ТЭК (топливно-энергетический комплекс. - Ред.) Димитровграда. Так вот наша тарифная ставка на тепло равнялась там 167 рублям за гигакалорию, а, например, в НИИАРе, на переднем краю, так сказать, науки и технологий - 220-240 рублям. Есть разница?
- Когда городской ТЭК перейдет в ваше ведение не на бумаге, а уже на деле?
- Думаю, к началу отопительного сезона. Сделать предстоит много. Сети, как я уже говорил, в очень плохом состоянии. Их надо привести в порядок. Горячей воды в ближайшие месяцы, скорее всего, не будет. Понимаю, что людям это доставляет массу неудобств, но другого выхода нет. Потерпим сейчас - не будем знать проблем зимой. Так же, как не знаем их с газом на своих кухнях.
- Все это не касается, видимо, микрорайонов города, получающих тепло и горячую воду от больших ТЭЦ - ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3?
- Не касается, они принадлежат энергетикам. Речь о более мелких котельных, но их не так мало, как кажется. Больше половины жителей Ульяновска тепло и горячую воду получают именно от них.
- Если судить по идущим процессам, работать газовикам при новых властях стало легче, или это не так?
- Работать нам стало очень легко. Все инициативы, которые экономически обоснованы, идут на пользу региону и жителям, находят у властей понимание. Играет свою роль и политический вес Владимира Анатольевича Шаманова. Ему удалось договориться об увеличении поставок в область газа в 2001 году на 150 млн кубометров. Эффект от этого почувствовали все предприятия. Их перестали ограничивать, у них отпала нужда в закупках дорогого мазута. Себестоимость их продукции снизилась, то есть ульяновская промышленность стала более конкурентоспособной. Для большинства жителей эти вещи не заметны, но руководство предприятий их хорошо чувствует. И, видимо, ценит. Я почему это подчеркиваю: 20 июня мы будем отстаивать в Москве объемы газа для области на 2002 год. Зависят эти объемы от трех моментов. Во-первых, от 100-процентной оплаты текущего потребления газа. Во-вторых, от соблюдения графиков реструктуризации долгов, накопленных за прошлые годы. И, в-третьих, от наличия в бюджетах муниципальных образований строк на оплату потребляемого газа. То есть то, что мы получим в следующем году, зависит от нас самих. От аккуратности расчетов предприятий за топливо зависит и успех переговоров областного руководства с газовиками. Нам ведь могут и так сказать: "Зачем вашей области дополнительные объемы газа, если и за существующие-то она не может расплатиться?".
- Несколько месяцев назад говорилось о прокладке в область еще одного газопровода. Эти планы живы?
- Пока в них пауза. В "Газпроме" идут перемены. Назначен новый председатель правления. Какой-то период времени уйдет, видимо, на уточнение его политики. Ясно, что цель - усиление роли государства в этой монополии. Второй газопровод в нашу область - дело тоже государственное. Газ нужен населению и, думаю, планы строительства газопровода в жизнь будут воплощены. Но повторяю: фон для переговоров руководства области с "Газпромом" зависит от самой области, от того, как расположенные в ней предприятия оплачивают газ, потребляемый ими сегодня.
Записал Алексей СУХОВ.