В конце мая губернатор Владимир Шаманов подписал распоряжение об образовании государственного унитарного предприятия "Ульяновскоблнефть". Таким образом, все предприятия в области, занимающиеся разведкой и добычей нефти, объединяются в одну компанию, призванную пополнять облбюджет. Подобных предприятий у нас несколько: "Нефтеразведка", "Ульяновскгеонефть", "Нафта-Ульяновск", "Ульяновскнефть" и "Нефтеотдача".
Когда речь заходит о нефти, всегда вспоминается банальная формулировка: черное золото. Это золото в нашей области есть, в последние месяцы ульяновцы много о нем слышат из средств массовой информации. По словам зам.губернатора по топливной энергетике, промышленности и экологии Владимира Царева, в Ульяновской области не простая нефть, а уникальная. Это углеводородное сырье с большим содержанием солей тяжелых металлов - ванадия, молибдена. До килограмма этих металлов содержится в каждой тонне ульяновской нефти, а один грамм ванадия или молибдена на мировом рынке стоит до трех долларов. Тонна нефти - 150 долларов. Самый приблизительный подсчет показывает, какую "бешеную" сумму теряет областная казна.
Впрочем, теряет она пока и в другом отношении. Доля области в каждом нефтедобывающем предприятии при преступном попустительстве горячевского правления стала настолько мизерной, что теперь нашей нефтью распоряжаются те, кто смог в свое время отхватить свою долю. Драка за нефть, прежде скрытая от посторонних глаз, сейчас становится достоянием гласности. Выясняется, что акции областных нефтяных компаний распродавались на все стороны по дешевке, и доля области в каждом из нефтепредприятий оказалась мизерной.
Царев считает, что образование ГУП "Ульяновскоблнефть" - дело здравого смысла. Должны быть созданы такие условия, чтобы нефтяные предприятия объединились и разрабатывали наши недра с экономической выгодой для области и экологически грамотно. А обладминистрация должна это проконтролировать. Механизм для этого есть: система налоговых льгот и других методов поощрения и наказания предприятий, которые подконтрольны федеральным и областным властям.
Если действовать грамотно, говорит Царев, соли тяжелых металлов необходимо из нефти выделять. Этот товар тоже способен приносить большую прибыль. Например, в республике Коми есть ярехское месторождение тяжелой нефти. Там налажено промышленное выделение солей титана. Если и у нас рассмотреть все возможности отделения ванадия и молибдена, получения качественных горюче-смазочных материалов, то, по мнению Царева, область может стать экономически развитой.
Интерес к ульяновской нефти есть и у столичных предприятий. Они готовы и добывать ее, и перерабатывать. В обладминистрацию уже обратились несколько московских фирм, которые предлагают построить у нас мини-заводы для этих целей.
Елена ГАВРИЛОВА.