Спикером ЗС стал ректор сельхозакадемии Борис Зотов, но главная борьба в Собрании развернулась за пост представителя Ульяновской области в Совете Федерации.
И место председателя ЗС, и кресло сенатора освободились после назначения Сергея Рябухина аудитором Счетной палаты. Вопрос о председателе решился легко. Когда приступили к выдвижению кандидатур, почти все дружно назвали ректора сельхозакадемии Бориса Зотова. Вторым в бюллетень записали фамилию депутата Юрия Орлова, предложенного Павлом Романенко. Обсуждение заняло несколько минут. Голосование - тоже. Пока счетная комиссия подводила итоги, Борис Иванович, видимо, чисто машинально, сел на стул спикера и там ждал. Из 22 депутатов за него высказались 13, семь - против, двое - не голосовали. Глава области Владимир Шаманов поздравил Зотова с избранием и вручил ему цветы.
Но главная интрига пятничного заседания ЗС была в другом. Суть ее журналисты поняли не сразу. Началось заседание с довольно продолжительной стычки из-за повестки дня. Рябухин предложил рассматривать вопросы в следующем порядке: об освобождении его с должности члена Совета Федерации, потом об избрании нового члена СФ, потом об освобождении председателя ЗС и избрании нового. Депутаты стали спорить и предлагать другие варианты повестки. Кто-то - из двух вопросов (только о спикере), кто-то - из четырех, но в другом порядке.
Подноготная стычки выяснилась немного позже. Рябухин приехал из столицы, как оказалось, не один, а уже с кандидатурой на пост сенатора. Человек этот москвич, работник аппарата Совета Федерации Виктор Смирнов. Его-то избрание и пытался, видимо, протащить в пятницу Сергей Рябухин. Председатель ЗС имеет по закону право предлагать кандидата. Поэтому Рябухин хотел сначала решить вопрос о новом сенаторе, а потом уж о собственном уходе из председателей, но задумка сорвалась. Депутаты настояли на другом порядке рассмотрения повестки дня. Вопрос же о сенаторе передвинули на понедельник.
В конце заседания 6 июля Рябухин решил изложить мотивы, по которым он предлагает кандидатуру Смирнова. Характеризовав его как человека "с колоссальным партийным и советским опытом", Сергей Николаевич намекнул на знание Смирновым центральных структур, связи и прочие вещи, "которые помогут новому сенатору защищать интересы области". Намекнул Рябухин и на некие силы из РАО "ЕЭС", желающие протолкнуть в СФ от Ульяновской области своего человека, что по мнению экс-спикера, нехорошо.
Что такое хорошо, а что такое плохо, депутатам предстоит решить, как выше уже говорилось, в понедельник. Наклевывается два претендента. Один - от Рябухина, один, видимо, - от РАО "ЕЭС". То есть оба не ульяновцы. Чем может быть полезен области один и чем другой? Никто толком этого пока не обсуждал. За ставкой на Смирнова трудно усмотреть что-то, кроме желания Рябухина порадеть приятелю по Совету Федерации или же кому-то еще в Москве, кто, возможно, помог самому Рябухину занять министерскую должность. Смирнову около 60. При всех выдающихся способностях, какими наделяет его Рябухин, он до сих пор сидит в клерках. Максимум, чего он достиг в советские времена, - это кресло первого секретаря одного из московских райкомов КПСС. На посту сенатора может обрести министерскую пенсию. Надеяться, что на старости лет он будет расшибать лоб ради нашей области, наивно. Рябухин куда моложе и в сенаторах давно, а жизнь у нас с каждым годом только хуже.
Кого планируют от РАО "ЕЭС", неизвестно, но если уж выбирать из двух чужаков, то, может быть, по трезвому расчету? В РАО "ЕЭС" хотя бы есть тепло и электричество.
Многое в решении вопроса будет зависеть от Бориса Зотова. В пятницу назвать своего кандидата он отказался, заметив, что ему надо подумать.
Геннадий ЯКИМЧЕВ.