Ульяновская общественная организация "Общество защиты прав налогоплательщиков" в июне 2001 г. обратилась в областную прокуратуру, Законодательное Собрание и администрацию области с замечаниями к областному Закону №021-ЗО от 29.05.2001 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и просила принять меры, обеспечивающие выполнение налогового законодательства (НК РФ, Закона РФ № 148-ФЗ от 31.07.98 г.). В ответе Законодательного Собрания Ульяновской области №07-09-2/628 от 22.06.2001 г. за подписью зам. председателя ЗСО В.Трибунского отмечено, что подготовкой Закона занималась комиссия администрации области под руководством зам. ГАО Д.Гудз, и предложено наши замечания по областному закону направить в областную администрацию. Ответа от областной администрации до сих пор нет. Областная же прокуратура направила эти замечания в ЗСО без их рассмотрения. Круг замкнулся.
Коротко о содержании замечаний "Общества защиты прав налогоплательщиков".
Законом Ульяновской области №008-ЗО от 27.02.01 (п.13 ст. 1) установлено, что на территории области с 1.04.2001 г. утратили силу областной Закон №023-ЗО от 28.08.2000 г. и п.2 ст.1 областного Закона №034-ЗО от 6.10.2000 г., вводившие единый налог на вмененный доход для розничной торговли. Таким образом, на момент принятия областного закона (май 2001 г.) № 021-ЗО в области отсутствовал действующий закон о едином налоге на вмененный доход для розничной торговли.
Подпунктом 1.5 п.1 статьи 2 Закона Ульяновской области № 021-ЗО от 29.05.2001 г. на территории области вновь вводится единый налог на вмененный доход для розничной торговли с 1.07.2001 г. Срок введения нового налога с 1.07.2001 г. противоречит п.1 ст.5 НК РФ (действует с 1.01.2000 г.), в котором установлено, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, то есть принятый в 2001 году областной закон может вступить в действие только с 1 января 2002 года.
Напоминаем, что единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности установлен Законом РФ № 149-ФЗ от 31.07.98 г. путем дополнения ст.20 Закона РФ № 2118-1 от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы РФ", устанавливающей налоги субъектов РФ, подпунктом "е". А в ст.8 НК РФ определено, что под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Следовательно, единый налог на вмененный доход по действующему законодательству относится к налогам, а не является специальным налоговым режимом (ст.18 НК РФ).
На основании вышеизложенного необходимо приостановить действие областного Закона №021-ЗО от 29.05.2001 г. в части, касающейся розничной торговли, до 1.01.2002 г., а также в оставшееся время (5 месяцев) устранить отклонения от Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.98 г.
Отметим, что в части, противоречащей Федеральному закону, законы субъектов РФ согласно ст.76 (часть 5) Конституции РФ не подлежат применению и должны быть приведены в соответствие с ним (Законом РФ).
Кроме того, с принятием областного Закона № 021-ЗО от 29.05.2001 г. размер единого налога на вмененный доход для оказания бытовых услуг физическим лицам (населению) с 1.07.2001 г. возрастает в 4 и более раз (до 10) за счет увеличения базовой доходности и повышающих коэффициентов. Налог для парикмахерских и косметических салонов возрастает в 8-15 раз. Все это приведет к росту стоимости услуг для граждан, то есть к значительной инфляции в области. В первом полугодии 2001 г. темпы роста инфляции в Ульяновской области в 1,5 раза выше российских показателей.
Положения Закона РФ № 148-ФЗ от 31.07.98 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", взятые в системной связи, при надлежащем применении в субъектах РФ не только не исключают, но, напротив, предполагают учет фактической способности налогоплательщика к уплате единого налога, чем обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод, закрепленных статьями 19 (часть 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции РФ. Отсюда при установлении и исчислении единого налога должен обеспечиваться такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога (п.1 ст.3 НК РФ). К сожалению, в областном Законе № 021-ЗО от 29.05.2001 г. эти положения Федерального закона не соблюдены. Тем самым резко ухудшены условия для предпринимательской деятельности на территории области, что приведет к уменьшению количества субъектов малого предпринимательства или их уходу "в тень", а также росту безработицы.
Необходимо отметить, что представленные ЗСО обоснования по назначению базовой доходности на единицу физического показателя в год (приложение 1 областного Закона) не соответствуют требованиям ст.2 Закона РФ № 148-ФЗ от 31.07.98г., т.к. в них отсутствуют элементы статистических исследований данных, а также оценки независимых организаций. Независимые эксперты должны оценить применяемые повышающие (понижающие) коэффициенты, участвующие в формуле определения вмененного дохода путем прямого их перемножения. Принятые областным Законом коэффициенты приводят к разбросу вмененного дохода для определенных видов деятельности до 50 раз (!).
Некоммерческое партнерство "Объединение предпринимателей "Наш город" в июне 2001 г. обратилось в областной суд с заявлением о признании областного Закона № 021-ЗО от 29.05.2001 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области" не соответствующим НК РФ и Закону РФ № 148-ФЗ от 31.07.98 г. Основа заявления в суд НП "Объединение предпринимателей "Наш город" аналогична замечаниям "Общества защиты прав налогоплательщиков" по этому вопросу, которые изложены ранее.
Решением Ульяновского областного суда (судья С.Горячева) от 18.07.2001 г. заявление НП "Объединение предпринимателей "Наш город" оставлено без удовлетворения. Учитывая то, что областной суд не смог оценить явные нарушения Конституции РФ и налогового законодательства РФ, имеющие место в областном Законе № 021-ЗО от 29.05.2001 г., заявитель вынужден обжаловать и опротестовать это решение областного суда в Верховный Суд РФ.
Михаил ТУРОВЕР, зам.председателя Совета Ульяновской общественной организации "Общество защиты прав налогоплательщиков".
P.S. Читатели "СК" будут информированы о ходе приведения областного Закона № 021-ЗО от 29.05.2001 г. в соответствие с российским налоговым законодательством.