UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 15 мая 2004 года №69-70



Та самая Надежда
Слава пришла в 15 лет


В Москве в апреле 1972 года на Всесоюзном конкурсе артистов балета 16-летняя Надежда Павлова поражала не только феноменальными физическими данными - беспредельным шагом, благодаря которому знакомые движения классического танца выглядели в ее исполнении необыкновенно и броско, - но, самое главное, танец ее был легок и естественен, как дыхание.
Надежда Павлова получила первую премию и в 1973 году участвовала во II-м международном конкурсе артистов балета в Москве. «В этой ученице были очарование и тайна. Тайна головокружительной легкости, с какой она постигала все сложности языка классического танца. То, к чему другие шли годами, в мучительной и трудной постепенности набирая опыт и мастерство, она получила как будто сразу, от природы», - писал знаменитый хореограф Асаф Мессерер.
Партнером ее был Вячеслав Гордеев - представитель того виртуозно-спортивно-героического стиля танца, который присущ большинству танцовщиков Большого театра. На конкурсе они танцевали действительно вдохновенно, и Надежда Павлова получила Гран-при.
Невозможно даже представить, какой бум и ажиотаж был поднят вокруг имени Надежды Павловой благодаря обязательному участию этого дуэта в торжественных концертах к различным знаменательным датам, транслируемых по телевидению на всю страну, это имя знали даже люди, очень далекие от балета. После окончания училища она танцевала один сезон в Пермском театре оперы и балета, и о каждом ее дебюте появлялась большая статья на первой странице «Комсомольской правды».
В умах восторженных поклонников выстраивалась цепочка из трех имен, которые они считали одинаково великими: Анна Павлова - Галина Уланова - Надежда Павлова. Затем Надежда Павлова была принята в труппу Большого театра и начала готовить одну партию за другой.
Со временем имя балерины все меньше стало мелькать на страницах газет. Но вот - очередная сенсация: Павлова помогает Волочковой.
Надежда Васильевна не раз признавалась в интервью, что сенсаций, связанных с ее именем, не любит и даже опасается. Не раз они не только приносили ей радость признания, но и поливали грязью.
О жестоком отношении к балеринам
Павлова - выученица знаменитой пермской школы балета, ее педагогом была известная Людмила Сахарова. Славили юную Надежду - признание доставалось и Людмиле Павловне. Но, как оказалось, их связывали непростые отношения. Сахарова как-то не пришла на концерт своей именитой ученицы, который та давала в Перми: сослалась на недомогание. Не было и Павловой на прошедшем юбилее своего прославленного учителя. Говорят, запоздало получила приглашение.
Люди, близкие к миру большого балета, считают, что охлаждение наступило после того, как от Павловой, наверное, первой, мы узнали о жестоком отношении к воспитанникам в балетных школах страны.
Специалисты вспоминают, что есть документальный фильм про урок Людмилы Сахаровой. Что она там говорит своим девочкам и в каких децибеллах - не поддается воспроизведению! У Нади Павловой на глазах слезы, губы дрожат, постоянный невроз, но балерина из нее получилась хорошая. И что, цель оправдывает средства?
- Это метод Сахаровой. Я при ней видел плачущую Надежду Павлову... Я не сторонник этого. У нас в академии таких педагогов нет, - говорит преподаватель Вагановской школы хореографии.
Не жалеет ли сама Павлова о своем откровении?
- Нет. По-моему, пришло время сказать об этом. Это присутствует не только в балете. Такое существует и в спорте... Но ведь балетный артист должен владеть не только блестящей техникой. Не меньшей, чем у драматического артиста, в нем ценны и переживания, и эмоции. Он должен быть личностью. А воспитание личности в балетных школах при таком давлении на воспитанника не могло быть на высоком уровне. Сейчас, например, в Перми, где я училась, хореографическое училище набирает целые группы иностранцев. Они должны знать, куда едут. Пермское хореографическое училище выпустило немало звезд. Вы их хорошо знаете: Ольга Ченчикова, Галина Рагозина... А я хотела бы пожелать юным балеринам, чтобы они, не щадя себя, постигали искусство танца. Стали настоящими профессионалами. Любили свое нелегкое дело. Были готовы к запретам и ограничениям. Так уж складывается: всегда нужно чем-то жертвовать. Особенно в искусстве...
Об одной из таких жертв рассказал массажист-травматолог Борис Праздников: «Нелепая случайность произошла с Надеждой Павловой, когда мы гастролировали в Австралии. Ей предстояло оттанцевать 89 спектаклей. И, представляете, редчайший случай - за 88 выступлений ни одной травмы! И вот, накануне последнего, 89-го, спектакля Павлова решила прогуляться по городу. Средь бела дня, на ровном месте, она спотыкается и подворачивает ногу. Вечером заключительный спектакль, закрытие гастролей, а основная балерина хромает! Но и это испытание наши травматологи выдержали с честью».
Профессионалы говорят, что боль - привычное ощущение танцора. И чем выше класс мастерства, тем больше травм.
Гордеев упрекает в неблагодарности
Замуж Надежда Павлова выходила дважды. Первый муж - известный балетный танцовщик и балетмейстер Вячеслав Гордеев, народный артист СССР, ныне руководитель театра «Русский балет». Познакомились на одном из совместных выступлений в начале 70-х годов. Вячеслав старше Надежды на 8 лет. В паре выступали в Большом театре. Гордеев был мужем показательным, их свадьбу курировал ЦК ВЛКСМ.
- В 1973 году нас специально объединили для II-го международного балетного конкурса в Москве. Надежда тогда жила и училась в Перми, я - в Москве. Мы по очереди ездили друг к другу на репетиции. Что было потом - всем известно. Павлова взяла на конкурсе Гран-при, я - «золото». Так родился наш творческий дуэт, который потом признавали лучшим в мире и в Аргентине, и в Италии, и в Америке, и во Франции... Да везде! И это несмотря на то, что в те годы славились дуэты Максимова - Васильев, Фонтейн - Нуриев... Наш творческий союз со временем перерос и в супружеский. Потом все распалось.
- Вы видитесь сейчас?
- Нет. Я этого и не хочу - я не люблю нечистоплотных в человеческих отношениях людей. Павлова неправильно, некрасиво себя ведет. Те клеветнические статьи обо мне, которые публикуются в прессе якобы с ее слов, на самом деле, и я в этом уверен, наговаривает с одобрения Павловой журналистам ее муж. Понимать их следует с точностью до наоборот. Не знаю, возможно, теперешний муж Павловой боится ее потерять? Меня боится? Напрасно: я на нее не претендую. Кто ее муж? Да массажист обыкновенный, который называет себя психоаналитиком. Но все его знают как «мужа Павловой».
- Вы помните вашу последнюю с ней встречу?
- Очень хорошо. Два года назад я пригласил ее на свой творческий вечер в концертный зал «Россия». Мы с ней танцевали фрагменты из балетов «Спартак», «Легенда о любви»... Многое вспомнили! Павлова прошла через мой юбилейный концерт «красной строкой»... Странно: сейчас она упрекает меня в своих интервью, говорит - тяжело со мной было. А когда мы жили вместе, она этого не говорила. Почему делает это сейчас? Наверное, потому что по-настоящему тяжело ей именно сейчас. Она не может пережить того, что потеряла. Сейчас она в очень жалком положении... Помню, когда был худруком балета Большого театра, то ведь практически я оставил ее на работе - из театра ее выгоняли. Давал ей премьеры... Кроме хорошего, я ей ничего не делал. Стало быть, правильно говорят: не делай добра - не получишь и зла... Давайте закроем эту тему.
После развода Гордеев женился. Уже не на балерине. Имеет от второго брака дочку.
Второй муж Надежды - Константин. Врач-психоаналитик, бывший военный медик. Значительно старше своей супруги.
Надежда Павлова называет себя свободным художником. Ведет в основном гастрольную жизнь. Ценит в людях порядочность, профессионализм. Балерину угнетают такие проявления человеческой натуры, как зависть и подлость.
Шпагат в 180 градусов
По-видимому, из таких интервью, как то, что дал Вячеслав Гордеев, да из скромного нрава Надежды Павловой, не любящей ничего делать напоказ, и пошли разговоры на тему «быстрый взлет и быстрое падение». На самом деле балерина не впала в забвение у публики и профессионалов.
- В 14 лет Надежда участвовала в гастролях Пермского театра оперы и балета в Москве и танцевала на сцене Кремлевского дворца номер, который назывался «Маленькая балерина». Сюжет - девочка занимается с педагогом и воображает себя взрослой балериной. Уже тогда у нее был уникальный прыжок-шпагат, когда ноги мгновенно раскрывались на 180 градусов и в воздухе четко фиксировалась поза шпагата, - это один из отзывов поклонников, которые звучат сегодня.
- После Плисецкой в России, на мой взгляд, были и есть только две выдающиеся, нестандартные (именно нестандартные) балерины - это Надежда Павлова и Анастасия Волочкова. Этих двух балерин невозможно забыть, они останутся в памяти навсегда, как и Майя Плисецкая. Кстати, злобные комментарии я читала по поводу выступлений Надежды Павловой. Может быть, поэтому о ней незаслуженно мало мы слышали, и очень редко удавалось ее видеть. Очень жаль, что по-прежнему некоторые стараются развенчать талантливых людей, истинных бриллиантов России, - вот еще одна оценка.
Высказала свое мнение о Павловой и Майя Плисецкая: «Я ей помогала. Надя сама об этом не раз говорила. И пресса писала тоже. Она очень хорошо танцевала, и в последнее время даже лучше, чем в молодости».
Карьеру Надежды Павловой вовсе нельзя назвать «падением», она не стала великой балериной, но она с успехом танцевала в Большом театре, у нее были свои поклонники, например, Николай Цискаридзе называет ее своей любимой балериной.
Просто шум, поднятый прессой вокруг ее имени после победы на Московском международном конкурсе, постепенно стих, и она заняла одно из мест в ряду замечательных русских балерин.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
Надежда Васильевна Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. В 1974 году окончила Пермское хореографическое училище. Одна из знаменитых учениц прославленного пермского педагога Людмилы Павловны Сахаровой.
Надежда Павлова - лауреат Всесоюзного конкурса хореографических училищ (Киев, 1972 г.), Всесоюзного конкурса артистов балета (1972 г., 1-я премия), Международного конкурса артистов балета в Москве (1973 г., Гран-при), лауреат премии имени Ленинского комсомола (1975 г.), народная артистка СССР (1984 г.).
В 1974-1975 годах - солистка Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. С 1975 года - солистка Большого театра. Профессор ГИТИСа.
Исполнила ведущие партии в балетах «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Обладает большим шагом, высоким прыжком, мягкостью линий.
Актерские работы в кино: «Синяя птица»(1976 г.), «Сицилианская защита»(1980 г.).
Надежде Павловой посвящен специальный абзац в Большой советской энциклопедии.
В последнее время давала мастер-классы в Германии, Японии, Франции, Финляндии. В 1992-94 годы - арт-директор Балета Надежды Павловой. С 1995 г. - директор Ренессанс-балета. Возглавляла международные жюри конкурсов балета в Люксембурге и Гонконге.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz