UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 6 мая 2004 года №65



Бензин из самовара,
или Кто и как контролирует качество топлива


"Последние восемь-десять лет качество бензина стало хуже. Если на городских АЗС бензин А-76 и АИ-92 (АИ-93) нечасто бывает плохим, то в районах области сплошь и рядом", - пишет в редакцию "СК" Ю. Сотников, автомобилист с 30-летним стажем. В качестве примера он вспоминает недавнюю свою поездку по области: "Буквально после первой же заправки почувствовал, что мой автомобиль стал работать хуже, а на одной из заправок Кузоватовского района позарился на дешевый бензин... В результате моя "десятка" стала работать хуже "Запорожца" - двигатель не тянет, чихает, сильная детонация. Из практики знаю, что применение бензина и дизельного топлива плохого качества приводит к преждевременному износу двигателя". Кстати, поездка по области, о которой упоминает Сотников, для его автомобиля действительно закончилась ремонтом двигателя.
На самом деле тема, затронутая нашим читателем, касается не только автомобилистов, но и пешеходов, в письме об этом упомянуто: "...знаю, что бензин, кроме нефтеперерабатывающих заводов, производят и в различных левых организациях. Для улучшения отдельных показателей в суррогат бензина (иначе не назовешь) добавляют свинец и другие компоненты, присадки. Некоторые из них очень ядовиты и опасны для здоровья человека. А мы, владельцы автотранспорта, заправляем это топливо в баки, не имея представления о последствиях".
Так совпало, что одновременно с нашим читателем эту проблему поднял главный государственный санитарный врач по Ульяновску Владислав Никишин. В ходе одной из пресс-конференций он заявил, что в атмосферном воздухе города неуклонно растет содержание свинца. Между тем ввоз этилированного бензина (именно он и содержит свинец) в Ульяновск был запрещен еще в девяностых годах. Никишин отметил, что этим вопросом пора заняться правоохранительным органам, а санэпиднадзор готов подготовить для них соответствующие материалы.
Итак, кто и как контролирует качество бензина, есть ли у нас лаборатории, оснащенность которых позволила бы определить пригодность топлива, а также степень его опасности и безопасности для автомобилей и для пешеходов?
Контроль за качеством бензина в области осуществляют две организации - Центр стандартизации и метрологии (в его функции входит контроль за качеством всех товаров и услуг, реализуемых на территории Ульяновской области) и топливная инспекция, которая занимается работой АЗК вплотную.
Как выяснилось из разговора с Валерием Морозовым, государственным инспектором-исполняющим обязанности начальника топливной инспекции, это ведомство было организовано только три года назад. В то время еще не было никакой нормативной базы, позволяющей контролировать работу АЗК. В 2002 году были приняты "Правила технической эксплуатации заправочных станций". Согласно этому документу ежемесячно на каждой АЗС должен проводиться отбор проб для химического анализа реализуемого топлива. На данный момент в области существует четыре аккредитованные лаборатории, которые могут проводить такие исследования. Это МГО "Изобретатель" (бывшая лаборатория военно-технического училища), лаборатории ООО "Терминал" в Ульяновске и НИИАРа в Димитровграде, а также исследовательская база "Татнефти".
Сначала пробы отбирали сами сотрудники АЗК, они же доставляли их в лаборатории. Результаты последующих исследований в то время, как правило, показывали, что качество бензина соответствует норме (например, в 2001 году из 284 забранных проб только четыре указывали на низкое качество горючего). Картина, по словам Морозова, изменилась, когда отбор и транспортировку проб начала осуществлять независимая организация. В топливную инспекцию сразу стали поступать протоколы, которые отражали реальную картину. Так, в прошлом году было выявлено 890 тысяч литров некачественного топлива, а с начала нынешнего года - уже 474 тысячи литров некондиционного горючего.
Итак, механизм, позволяющий отследить АЗК, которые торгуют плохим бензином, казалось бы, отработан. Между тем качество топлива лучше не становится. В чем тут дело?
- Дело в том, что топливная инспекция может действовать только в рамках, которые определены законом, - говорит Валерий Морозов. - А в соответствии с законом частного предпринимателя - владельца заправочного комплекса, на котором продают некачественный бензин, - можно наказать штрафом только в тысячу рублей (если речь идет о юридическом лице, то штраф больше - 20 тысяч рублей). Более действенное наказание - отзыв лицензии, но это очень длительная процедура. Прецедентов пока не было, поскольку все лицензии на этот вид деятельности выдавало Министерство энергетики РФ.
Есть и другие обстоятельства, которые работают на руку продавцам левого горючего. Предположим, установлено, что на конкретной заправке продают некачественный бензин. Однако механизм конфискации левого топлива или его возврата поставщику нигде не прописан. Значит, его все равно продадут. В лучшем случае перед продажей переведут в более низкую категорию и сбросят цену. А в худшем - успеют реализовать "левак" еще до того, как результаты контрольных анализов придут в топливную инспекцию (на это уходит от трех до пяти суток). Тогда все меры, предпринятые контролирующим органом, - не более чем размахивание палкой вдогонку нарушителям.
Тем не менее Морозов убежден, что эффект от работы топливной инспекции есть. И немалый. Вероятно, в полной мере оценить его мы сможем в том случае, если административная реформа, которая идет в России, упразднит этот контролирующий орган. Появятся ли тогда взамен новые, более эффективные, рычаги воздействия на тех, кто процветает за счет реализации левого топлива? Ясно одно - бизнес этот сверхприбыльный, без боя от него никто не отступится. Пока он только набирает обороты, причем в ущерб безопасности и автомобилей, и пешеходов (специалисты подтвердили, что недобросовестные предприниматели для повышения октанового числа бензина используют различные добавки, в том числе и ядовитый тетраэтилсвинец).
Известно, что и в Ульяновской области уже завелись так называемые самоварные заводы, которые примитивным образом перегоняют нефть в бензин. Приблизительно два месяца назад очередной такой завод правоохранительными органами был обнаружен в Больших Ключищах.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz