- Знаете, Владимир Яковлевич, надо годик потерпеть, там посмотрим, - сказали отцу Мостового в юношеском клубе ЦСКА, где Александр начинал играть и когда пришло время подумать о его грядущей футбольной судьбе.
Сказал это, между прочим, не кто-нибудь, а Альберт Шестернев, великий армеец, по международному определению - «Иван Грозный русской защиты». Ошибся он или просто юный Мостовой действительно тогда не особенно гляделся, кто теперь определит.
В избалованной футболом Москве истинные болельщики в какой-то из периодов все чаще стали ходить на «Красную Пресню», куда начинающий только тренерскую карьеру Олег Романцев собрал способных молодых ребят. В ту обойму попал и Мостовой. На одном из матчей этой незаурядной команды побывал Анатолий Бышовец, возглавлявший юношескую сборную Союза. «Срочно ко мне!» - заметил он Романцеву и Мостовому. Позже последовало приглашение и мэтра Константина Бескова в «Спартак».
Заблистал Мостовой в «Спартаке». Его прославил фантастический рейд в штрафную площадку харьковского «Металлиста». Там собрались все оборонцы, Александр ухитрился в невероятной толчее на ходу сделать двенадцать (!) обводок и в итоговом моменте обидно для харьковчан небрежно, чуть по-пижонски ткнуть мяч уже в пустые ворота.
В «Бенфику» Александра Мостового пригласил Свен-Горан Эрикссон, швед, ныне главный тренер сборной Англии. Все вроде шло нормально, пока Эрикссона не сменил Томислав Ивич. Усевшись плотно на резервную лавочку, Мостовой вволю пережил то, что испытывают многие подавшиеся в зарубежье, наши и не наши. В отличие от тренера болельщики Мостового ценили, а сам легендарный Эйсебио мнение о русском хавбеке выразил кратко и емко: «Это игрок!». Чем Александр всегда гордился.
По-другому все пошло во французском «Кане». В этой команде Мостовой регулярно забивал. Еще был во Франции «Страсбур». Там он, кстати, нашел Стефани, ставшую матерью их двух детей - Александра и Эммы.
В испанский Виго Мостовой попал волею случая. «Сельта», тонущая в чемпионате, искала игрока-спасителя. Выбор пал на Мостового. Город Виго находится в испанской провинции Галисия, столица которой Ла-Корунья. Фанаты Виго и Ла-Коруньи - яростные антагонисты. У «Сельты» - 124 «пеньи», клуба болельщиков, квартет из которых - именные Александра Мостового. Интересно, что ему, любимцу провинции, хотели посвятить соответствующую пенью даже во «вражеской» Ла-Корунье, но что-то не сложилось, все же сказались исконные распри. После приобретения Мостового «Сельта» весьма своеобразно указала португальской «Бенфике», кого та потеряла. В рамках еврокубка она ее разгромила 7:0! Тут уж болельщики и журналисты вспомнили, как Александра не ставили в состав, как отправили восвояси без сожаления.
Просто «гений»
Испанский специальный журнал «Гуйя лига» (высшая лига) в разделе «Сельта» отмечает трех ведущих игроков команды. Вратарь Пабло Оскар Каваллеро идет под рубрикой «опора», Саво Милошевич - «голеодор», Мостовой именуется «скромно» - «гений». С комментарием: «Русский футболист, который с каждым годом играет все лучше!»
Это позиция специалистов. У болельщицкого люда Виго в массе он просто... «Царь». Не счесть автографов, что Саша раздает, проходя по улицам. Их, кстати, он дарит без малейшего отказа, к популярности относится по-философски стоически. В соседнем с Виго небольшом городке Туи решено поставить Александру... памятник. Почему в Туи? Там живет автор проекта. Деньги собирали сами восторженные почитатели таланта российского любимца.
Вне поля Александр держит себя строго. В «винной» Испании популярнейший там напиток практически не употребляет, как и кофе, не переносит табачный дым. Материально он, разумеется, обеспечен по нашим понятиям весьма солидно - пятикомнатная квартира в престижном районе с просторнейшей гостиной, столовой, кухней, тремя спальнями (раньше имел дом близ лучших пляжей Виго с бассейном, еще снимал квартиру в курортной Марбелье), два автомобиля - клубный «Ситроен» (данная фирма - шеф «Сельты»), свой двухместный «Мерседес». Общеизвестно, в игре Мостовой горяч, порой спорит с судьями до исступления. На контрасте вне стадиона спокоен, рассудителен, очень добр. Он - игровик по духу. В юности превосходно владел хоккейной клюшкой, хорошо выглядит на теннисном корте. Как любой футболист, не прочь сесть за карты, тем не менее присущего иным перебора в азарте никогда не допускает.
Некогда Мостовой жил в одном подъезде с Валерием Карпиным и Клодом Макелеле, со вторым он дружил, надо сказать, больше. Карпин защищает теперь цвета «Реала Сосьедад», параллельно занялся активным бизнесом - открыл агентство недвижимости. В частности, в Виго приобрел старый особняк за 5 миллионов евро, который после соответствующего ремонта, безусловно, еще взлетит в цене.
Мостовой идти по коммерческой или иной стезе не спешит - еще вволю не наигрался.
Личная жизнь
Александр Мостовой был дважды женат. Его первой супругой в 1991 году стала гражданка Португалии. Брак был фиктивным. Португальский клуб «Бенфика» настоял на женитьбе россиянина с целью перевести его из разряда превышающих квоту иностранных игроков в гражданина Португалии. Фиктивную жену футболист после свадьбы так и не видел.
Вторая супруга, Стефани, - француженка. Она родила Мостовому сына, которого в честь отца назвали Александром, и дочь Эмму. У футболиста была репутация верного семьянина. В интервью он нередко подчеркивал свою порядочность в делах амурных: «Если бы мне было сейчас 20 лет, я бы мог запутаться в женщинах. Сейчас молодые ребята подруг каждый день меняют. Но я не из таких». Гром грянул год назад. Мостовой не вышел из отпуска 30 декабря вместе с игроками «Сельты», руководство клуба подняло тревогу. Пять дней от футболиста не было никаких известий, а его мобильный телефон был отключен. Позже игрок утверждал, что заранее поставил руководство клуба в известность о своем отсутствии и все время находился в России, где «лечил травму и старался прийти в себя после семейных неурядиц». Мостовой начал процедуру развода и очень переживал разрыв с семьей.
Родине не изменяют
Оказавшись на чужбине, Александр Мостовой остался навсегда верен России. Сам он - достойный сын матери Людмилы Васильевны и отца Владимира Яковлевича. Именно отец привил ему вкус к классному футболу. Жили они в подмосковной Лобне. Туда как-то в 69-м приехал на товарищеский матч столичный «Спартак», чемпион Союза. «Лобня» сенсационно выиграла - 3:2, Владимир Мостовой сделал дубль. Сам Николай Старостин подошел к тренеру и сказал, что дерзкого «обидчика» забирает. «Да ему 33!»- ответил тот. Старостин разочаровался. Между тем Владимиру Яковлевичу было всего 26, спартаковского легендарного «Чапая» специально обманули, дабы не терять своего лидера. Мостовой-старший ко всем прочим достоинствам, в том числе бомбардирским, завидно бежал тогда, между прочим, стометровку.
Когда родители приехали к сыну в Виго, «Сельта» проводила турнир местных ветеранов, Владимир Яковлевич подключился и... забил 9 голов. Его перевели в команду послабее, чтобы уравнять шансы, все равно шести пропущенных от него мячей соперники не избежали.
Мама Александра собирает написанное о сыне и бережно сводит в альбомы.
Сделанное ему добро Александр помнит накрепко, навсегда. В «Спартак» его взял в 17 (!) лет Константин Иванович Бесков, эта память для него свята. Равно как и работа с Олегом Ивановичем Романцевым, который раньше других высмотрел безвестного юнца и привлек в «Красную Пресню». Играть за сборную Мостовой ехал всегда с охотой, хотя клуб обычно был против по причине дополнительных нагрузок и возможных травм. Как-то в недавнюю пору Мостовой с Валерием Карпиным на матч Эстония - Россия добирались из Виго в Таллинн 20 часов, столько же обратно - на мало что значащий контрольный матч. А ведь могли и покапризничать.
А как же тогда Токио? Как сборная Валерия Газзаева? Перед чемпионатом мира 2002 года в Японии в товарищеском матче на «Кубок LG» в Москве Мостовой получил травму, из-за которой вынужден был пропустить все матчи чемпионата. Газзаев же даже не приглашал в сборную знаменитого футболиста. Обидно, что в обоих случаях в прессе появлялись некоторые намеки-полунамеки на что-то не совсем джентльменское и не совсем достойное (в плане отказа по материальным или другим причинам). Александр, добиваясь истины, звонил главному редактору «Комсомолки», тот что-то туманно объяснял. «Ну не судиться же с ними!» - махнул рукой Мостовой.
На приглашение Георгия Ярцева помочь России в трудный миг Мостовой откликнулся без малейших колебаний. Хотя некоторые ему говорили - полезешь в эту безнадежность, имя разменяешь. Александр прислушался не к холодному расчету, а к своим чувствам.
Хроника скандала
«Скандал», «сюрприз», «сенсация» - такими словами запестрели газетные полосы и информационные выпуски после того, как руководство футбольной сборной России решило отчислить перед важнейшей игрой Евро-2004 с португальцами полузащитника Александра Мостового.
Вот как развивались события.
12 июня: сразу после матча с Испанией Мостовой в блиц-интервью корреспонденту испанского радио заявил, что Ярцев перегрузил команду тренировками и что сборная не имеет перспектив на выход из группы.
13 июня: Мостовой смягчил свои высказывания, сказав, что в своем скандальном интервью он имел в виду лишь то, что к концу игры он очень устал, а к Ярцеву претензий не имеет.
Утром 14 июня Ярцев на встрече с болельщиками в «русском доме», явно намекая на Мостового, сказал, что «тот, кто думает, что сборная не имеет перспектив на данном турнире, в первую очередь, сам не имеет перспектив играть за нее».
Менее чем через сутки после этого, в 9 утра 15 июня, менеджер сборной и по совместительству ее пресс-атташе Александр Чернов раздал журналистам пресс-релиз, в котором говорилось, что в связи с высказываниями в испанской прессе об отсутствии перспектив у российской сборной Александр Мостовой освобожден из команды.
В 10 часов утра 15 июня сборная России на своем автобусе отправилась в Лиссабон для подготовки к матчу с португальцами. Мостового среди пассажиров не оказалось, он остался на базе сборной.
В 13.10 15 июня Александр Мостовой, выбравшись через одну из калиток с тыльной стороны «Браунс клаба», покинул расположение сборной.
Мостовой заявил «Московскому комсомольцу», что ничего сенсационного он испанским журналистам не говорил: «Если бы я хотел выдать что-то сенсационное - мог бы рассказать, как мы готовимся, как тренируемся, мог бы рассказать такие вещи, что у всех волосы бы встали дыбом, но я же не стал этого делать - зачем?».
Мостовой также рассказал о том, как он простился с Георгием Ярцевым: «Он зашел ко мне в номер, накричал. Такая у него манера общаться. Собирай вещи и уезжай - мы в тебе не нуждаемся». Я ответил: «Нет проблем. Всего хорошего».
Софья РЫЖОВА, по материалам интернета.
Досье
Мостовой Александр Владимирович.
Полузащитник испанской «Сельты» и сборной России. Родился 22 августа 1968 г. в поселке Останкинский Московской области.
Воспитанник футбольной школы ЦСКА. Выступал за «Красную Пресню» (1986 г.), «Спартак» (1987-1991 гг.), «Бенфику» (1992-1993 гг.), «Кан» (1993-1994 гг.) и «Страсбур» (1994-1996 гг.). С августа 1996-го играет за «Сельту» (Виго, Испания). Чемпион СССР 1987, 1989 гг. Победитель молодежного чемпионата Европы-1990. Обладатель Кубка СССР 1992 г. В составе «Бенфики» - серебряный призер чемпионата и обладатель Кубка Португалии-1992/93. В составе «Сельты» победитель Кубка Интертото-2000, финалист Кубка Испании-2000/01. Участник чемпионатов мира (1994, 2002г.) и чемпионата Европы (1996 г.).
Любимая зарубежная сборная - Франции.
Любимый футболист - Марадона.
Любимый клуб - «Барселона».
Кумиры детства - Федор Черенков.
Любимый актер - Евгений Леонов.
Любимый напиток - кока-кола.
Любимое блюдо - борщ.
Любимое место отдыха - Москва.