Луи Жермен де Фюнес де Галарза родился 31 июля 1914 г. в Курбевуайе (деп. Верхняя Сена) в аристократической семье. Его отец Хизпан Карлос де Фюнес де Галарза был юристом. В 1943 году де Фюнес женился на внучке Ги де Мопассана - Жанне Бартоламе. После себя он оставил двух сыновей: Оливер де Фюнес, по профессии летчик-пилот, и Патрик де Фюнес, врач. За свою кинокарьеру, а это где-то 37 лет, Луи де Фюнес снялся более, чем в 140 фильмах. Огромную популярность принесла Луи де Фюнесу приключенческая серия о Фантомасе, где он играл полицейского комиссара Жюва. «Звездой» стал и его инспектор Крюшо, впервые появившийся на экранах в 1964 году в картине «Жандарм из Сен-Тропеза». В 1968 г. Фюнес был признан лучшим актером Франции. По размеру гонораров (2,5 млн франков за фильм) он превосходил всех своих коллег. Последней значительной ролью знаменитого комика стал Гарпагон в экранизации мольеровского «Скупого», которую сам Фюнес и поставил. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино не подвергался сомнению и в 1980 г. был отмечен почетной премией «Сезар». Умер Луи де Фюнес в Нанте 27 января 1983 г.
Поставленная им в молодости самому себе задача рассмешить всех и вся решалась Луи де Фюнесом непросто, но все же он вычислил универсальную формулу смеха, чтобы знать наверняка - хохотать будут даже глухие.
В картине «Оскар» есть небольшой эпизод, когда де Фюнес не говорит ни слова. Играют лицо и руки. Его пальцы танцуют на чемоданчике с драгоценностями, физиономия тоже пляшет от радости, а со зрителями происходит что-то страшное. В зале в эти мгновения стоит общий стон. Смеяться уже нет сил, щеки и губы онемели, живот сводит, кое-кто уже стучит ногами, а пальцы актера все скачут.
В этот момент понимаешь, что человек, которого давно нет на свете, все еще властен над тобой. Это он заставляет тебя дергаться и всхлипывать от смеха. И, что самое главное, он делает это виртуозно и нарочно.
Его гнали отовсюду
Маленький взъерошенный мальчуган де Фюнес, не имевший никаких способностей к школьным наукам, срывал аплодисменты сверстников одним, единственно знакомым ему способом. Он бесподобно копировал повадки ненавистных учителей, за что регулярно изгонялся из класса. Неудивительно, что лет в десять местный институт образования поставил жирный крест на сорванце, что не помешало ему с грехом пополам, но окончить дрянной провинциальный лицей.
Луи де Фюнес - потомок древнего португальского рода. Но долгие годы ему приходилось заставлять себя не помнить о происхождении. В первую очередь следовало избавиться от неудобного имени. В молодости ему приходилось добывать кусок хлеба работой, для которой больше подходило короткое Луи. Тапер Луи, счетовод Луи, коммивояжер Луи, чистильщик обуви Луи...
Вначале он устроился в швейную мастерскую, где быстро возненавидел буржуя-директора и его любимицу - канарейку. Спустя неделю парня выставили вон, застав за метанием булавок в птичку, у которой на почве нервного стресса стали вылезать перья. Потом мальчишку изгнали из фотоателье, где он устроил пожар, подбросив петарду в ящик стола. Следующим и далеко не последним пунктом назначения был шляпный салон, откуда юного де Фюнеса пнули за... любовь к кино. Насмотревшись чаплинских проказ, он игриво плеснул воды в лицо управляющему. Затем молодой человек был чистильщиком обуви, декоратором витрин, жестянщиком, коммивояжером, скорняком... А потом была война, заставшая француза в роли пианиста безвестной парижской забегаловки. В окопы второй мировой Фюнес не попал потому, что его забраковала призывная комиссия - двадцатилетний юноша имел 1,64 м роста при весе 55 кг.
Жан Маре завидовал
Для того чтобы пробиться сквозь невозмутимо сомкнутые ряды конкурентов, де Фюнесу пришлось потратить 44 года жизни и отметиться в 75 (!) кинофильмах. Только после картины «Не пойман - не вор» 1958 года широкая публика разглядела существование уморительного заморыша де Фюнеса. При этом коллеги по цеху до обидного несправедливо воротили нос от «новобранца»: даже великий Фернандель игнорировал будущую звезду, забыв о том, что именно у Луи перенял фирменную свою штучку - глазной тик. А Жан Маре, красавец мужчина, никак не мог взять в толк, что зрители находят в этом крохотном эксцентричном человеке. Почему набивающийся в тесные залы синематографа люд сползает под кресла от хохота, глядя на этого рано полысевшего галльского «петушка», подозрительно взирающего на весь божий свет, с клокочущей, захлебывающейся, сбивающейся на визг речью?.. К тому же Маре в «Фантомасе» пытался поразить мир тем, что самостоятельно исполнял все опасные трюки, тогда как за Фюнеса в поте лица пахали каскадеры. Однако после выхода фильма на экраны выяснилось: все эпизоды с Маре остались на полу монтажной комнаты, а вот мужеством и отменной физподготовкой гномика Луи восхищались все без исключения! Всегда используя дублера, Луи тем не менее обожал, когда восхищались его трюками. «Он не говорил, что делал их сам, - вспоминает дублер Марсель Галлон, - но и в присутствии в кадре каскадера ни разу не признался».
Ирония судьбы - в предыдущих экранизациях романов Аллена и Сувестра роль инспектора Жюва играли писаные красавцы, а успех сопутствовал самому комичному актеру из всех, что можно было придумать.
«Впору уже и название фильма менять на «Жюв против Скотленд-Ярда»!» - в сердцах бросил Маре.
В 1964 году Луи де Фюнес начал сниматься в фильме «Жандарм из Сен-Тропеза», который положил начало серии о жандарме Крюшо и его бригаде. История появления героя Крюшо на экранах такова: в 1963 году Ричард Балдуси - сценарист, отдыхая в Сен-Тропезе, стал жертвой кражи - у него украли кинокамеру. Чтобы подать жалобу, он отправился в местную жандармерию, там ему указали на окно: мол, все равно не найдем - птичка улетела. После этого Балдуси вместе с режиссером Жаном Жиро и сел писать сценарий о приходе жандарма Крюшо в бригаду Сен-Тропеза. У режиссера Жиро Фюнес часто снимался.
Корчил рожи на помолвке
В 1941 году на актерских курсах Рене Симона Луи де Фюнес познакомился с Жанной Бартоломьи - внучкой знаменитого Ги де Мопассана. Жанна была красивой девушкой, и друзья не понимали, что она нашла в маленьком смешном человечке. Несмотря на бурные протесты семьи, Жаннин всем сердцем полюбила недотепистого парня, умудрившегося разбить при знакомстве с ее родителями горшок с цветком - гордость ее мамаши. Прознавший о «теплых» чувствах родственников жених отомстил... Во время помолвки на потеху гостям он беспрерывно строил гримасы - с помощью ушей, глаз, бровей, носа, языка и подбородка.
Есть далекая от романтики версия, почему дело все-таки дошло до женитьбы. Якобы Жаннин и ее родители-буржуа мечтали получить дворянский титул, который унаследовал Луи. 22 апреля 1942 года состоялась их свадьба.
А первая любовь де Фюнеса прошла мимо - девушка, ради которой 16-летний Луи устроился в чертежную мастерскую ее отца, в упор не замечала невзрачного кавалера, который так и не решился подойти к предмету воздыханий.
Семья стала для актера предметом тревожной любви и неустанной заботы. Для жены и детей он готов был на все. Правда, домочадцам редко приходилось слышать из его уст добрые слова. Луи так боялся потерять близких, что постоянно пребывал в напряжении.
Даже когда де Фюнес разбогател, он все же не смог избавиться от «комплекса бедности». Сыновей, к примеру, ужасно сердила его экономность, которую они считали просто жадностью. Слишком много лет отцу семейства с трудом удавалось сводить концы с концами.
Де Фюнес часто размышлял о том, какой легкой должна казаться жизнь его мальчикам. Сыновья взрослели, каждый из них хотел идти своим путем, что довольно сильно раздражало Луи. Взять хотя бы Оливье. С его внешностью и данными можно было сделать головокружительную карьеру в кино. Когда отцу все же удавалось затащить молодого человека на съемки, он делал все отлично. Однако стоило Оливье увидеть самолет, папины старания шли прахом. Де Фюнес-старший частенько обзывал любимого сына ослом. И тот в конце концов стал летчиком. Другой сын, Патрик, выбрал профессию врача. И с этим пришлось смириться. Прощай, мечта об актерской династии!
Брюзга, жмот, тиран
Прежде чем де Фюнеса стали ласково называть «маленький Фю-Фю» и предлагать огромные гонорары, его семья успела пережить немало лишений. Наверное, поэтому, когда денег в семье стало столько, что ими можно было вскормить несколько поколений галльских кур, де Фюнес поражал родных своей прижимистостью. Он самолично проверял все счета и до одури торговался на дешевых рынках, покупая провизию. Однажды он заставил своего сына обменять только что купленные ботинки на более скромные: ему показалось, что платить так много за «какую-то обувь» - несусветная глупость. Старший Луи постоянно носил при себе связку ключей от всевозможных шкафов, дверей и ящиков: боялся, кабы чего не украли. Прослывший редким брюзгой артист действительно совершенно ничем не напоминал искрометного бодрячка из кино. Соседи его шикарных апартаментов несчетное число раз перекрестились, когда семья де Фюнесов переехала за город в старинный замок Шато де Клермон. Оказывается, когда актер слышал шум за стеной, а на часах было позже 22 часов, он звонил в полицию, а потом требовал возмещения морального ущерба! «Я не люблю общества, - откровенничал он в редких интервью, - у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей. Выходы в свет? - Слыша этот вопрос, он мрачнел и пускал в ход любимый афоризм. - А знаете ли вы, что самые большие глупости совершает человек с бокалом в руке?!» Однажды шутки ради де Фюнес повесил на дверь своего дома табличку: «Торгую весельем с 9.00 до 18.00». К его величайшему раздражению, у ворот действительно выстроилась очередь желающих получить порцию смеха! Бедняги не знали, что весь заряд своего юмора артист без остатка выплескивает в фильмах, почти ничего не оставляя для частной жизни. Один журналист с недоумением заметил: «Трудно представить себе, что этот маленький, очень серьезный человек заставляет смеяться всю Францию».
«Я скучаю»
С каждым новым фильмом популярность Луи де Фюнеса росла, так же как и его усталость. Когда он стал миллионером, отказаться от работы помешало самолюбие. Как отказаться от роли, если она написана «под тебя»?
Напряженная работа не могла не сказаться на здоровье. В марте 1975 году у де Фюнеса случились два инфаркта подряд. Он надолго исчез с экранов, постепенно перестали приходить приглашения сняться в той или иной картине. И тут Луи обиделся на весь мир. Характер комика испортился окончательно, и этот период стал тяжким испытанием для его родственников.
Актер больше не желал иметь ничего общего с кино. Продав парижскую квартиру, он перебрался в купленный под Нантом замок и начал писать язвительные мемуары. От этой наверняка скандальной книги мир был избавлен с помощью режиссера Клода Зиди. Он настойчиво звал де Фюнеса сниматься в фильме «Крылышко или ножка». Комик фыркал и отказывался, но Зиди знал, что делает. В конце концов Луи вернулся. Он убедился в том, что его нишу никто не занял, и продолжил работу, хотя уже без прежнего исступления.
В 1982 году на съемках фильма «Жандарм и жандарметки» скончался Жан Жиро, любимый режиссер де Фюнеса. Картину закончил его ассистент. Для комика эта смерть стала не только ударом, но и своеобразным сигналом. «Скоро и мне в путь», - говорил Луи.
Слишком много в его жизни было связано с этим режиссером. В основном благодаря Жиро в де Фюнеса влюбились зрители. «Один лишь пшик», «Большие каникулы», «Скупой», «Суп с капустой» и несколько фильмов о похождениях жандарма из Сен-Тропеза - вот их совместные работы.
Актер лишь на несколько месяцев пережил своего друга.
26 января 1983 года Луи де Фюнес долго сидел на скамье в саду среди своих роз, а потом обратился к садовнику: «Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к дому, тем дальше он от меня...» В тот вечер у него особенно болело сердце, но Луи не жаловался, только заметил мельком, что, наверное, где-то подхватил грипп. Утром он вышел к жене со словами: «Я скучаю один в своей комнате...» Это были его последние слова.
Софья РЫЖОВА, по материалам интернета.