UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 31 января 2004 года №14-15



Её "Синий платочек"


Ее числят суперзвездой отечественной эстрады ХХ века. Есть какой-то секрет ее популярности: и внешностью Клавдия Ивановна Шульженко особо не блистала, и голос не был сверхобычным, и в светских сплетнях не преуспела... Однако имя ее стало знаковым. Благодаря, в первую очередь, ее песням и, не в последнюю очередь, ее личности.
Чуть не погибла от пуль немецкого летчика
Восхождение Шульженко на вершину эстрады было великолепным, судьба благоволила к ней. В 17 лет стала актрисой харьковского театра, выступала с концертами. Ее первый аккомпаниатор Дуня оказался затем ведущим советским композитором - Дунаевским. Ей было всего 18 лет, когда специально для нее написали песню "Кирпичики", ставшую классикой эстрады и ресторанной музыки на долгие годы. На сюжет этой мелодраматичной песенки был даже снят полнометражный художественный фильм, чего в практике мирового кинематографа никогда больше не случалось.
Уже в 30-е годы певица становится всесоюзной звездой эстрады, снимается в кино, появляются ее грампластинки. У нее бурная личная жизнь. Ей удается не только самой избежать террора 37-го года, но и не участвовать в коллективных акциях - митингах, собраниях, письмах трудящихся - с требованиями смерти для "врагов народа".
Артистка предпочитала исполнять озорные, веселые и лирические, "безыдейные" песенки о любви, добрых людях, простых радостях жизни: "Дружба" ("Когда простым и ясным взором..."), "Ты помнишь наши встречи", "Ах, Андрюша!", "Дядя Ваня", украинская песня "Распрягайте, хлопцы, коней!", испанские - "Челита" и "Голубка", танго польского композитора Ежи Петербургского "Утомленное солнце"... Бесхитростный лирический вальс этого же композитора "Синий платочек", напетый Клавдией Шульженко в первые месяцы войны, неожиданно стал чем-то вроде фронтового гимна наряду с "Катюшей". Вскоре на мелодию "Синего платочка" был сочинен новый текст - о войне, о верности, о победе.
- Мама часто брала меня с собой, когда выступала перед солдатами, - вспоминает сын певицы Игорь. - Эти поездки на фронт были смертельно опасны. Как-то мама возвращалась из прачечной, и в этот момент налетели немецкие самолеты. Один из них опустился так низко, что она увидела лицо пилота. Успела прижаться к стене - пули прошли буквально над головой.
Солдатам она напоминала о доме, о женах, матерях. После очередного концерта к ней подошел какой-то высокопоставленный военный начальник и попросил, чтобы она выступала в платьях: "Солдаты измотаны войной, устали от военной формы..." После этого мама не надевала на концерты юбки и гимнастерки.
В репертуаре Клавдии Шульженко числятся и другие знаменитые песни: "Вечер на рейде", "О любви не говори", "Три вальса", "Давай закурим", "Не тревожь ты себя"... Очень часто певица как бы разыгрывала целые сценки в своих песнях. Услышав однажды голос Шульженко, узнаешь его всегда.
Строптивое достоинство артистки
Как и все эстрадные исполнители в СССР, не избежала Клавдия Шульженко идеологических проработок. В газетах писали: "Убогие шансонетки, безвкусно подаваемые Клавдией Шульженко". Надо полагать, советскую власть она недолюбливала. Погибли в сталинских застенках близкие люди артистки.
В декабре 1952 года ей поступило приглашение от Сталина принять участие в новогоднем концерте. "Раньше надо было звонить!" - отказалась Шульженко. Только скорая смерть вождя спасла ее от расправы.
Не сложились у певицы отношения с министром культуры Фурцевой. Оказавшись в пожилом возрасте без квартиры, Шульженко пришла просить жилье у Фурцевой. Та специально, чтобы унизить, заставила артистку долго ждать в приемной. "Мадам, вы плохо воспитаны!" - заявила актриса партийной номенклатурщице. "Скромнее надо быть!" - рассердилась Фурцева. "Вы были ткачихой, сегодня вы министр, кем будете завтра - неизвестно. А я певица, которую любит народ!" - гордо ответила Шульженко.
В эмигрантской газете "Новое русское слово" в 1971 году, по случаю присвоения Шульженко звания народной артистки, справедливо заметили: "Это больше не ей надо, а званию. Она его удостоила, а не звание - ее. Героическая актриса: она ни одной песни не спела "про них", а только про любовь".
Тратила на косметику бешеные деньги
Говорит сын певицы Игорь.
- А правда, что в фильме "Веселые ребята" Клавдия Ивановна должна была играть вместо Любови Орловой?
- Не могу сказать ни да ни нет. Домашних разговоров на эту тему я не припомню. Но и мама, и Любовь Орлова признавали, что между ними много общего.
- Они дружили?
- Общались, когда встречались на приемах, но дружбы домами не было.
- Кто был окружением Клавдии Ивановны?
- Старая гвардия - Лидия Русланова, Утесов, Бернес.
- Пели, когда собирались вместе?
- Что вы! Им хватало сцены. Иногда мама могла исполнить гостям новую песню - посмотреть на их реакцию... Гости начинали приходить уже после обеда - поэты, композиторы. Мама всегда накрывала стол - еда, иногда выпивка, хотя сама она алкоголь не переносила. Шутя говорила: "Я работаю на рынок". Магазины она не признавала вообще. Там нужно было представляться директорам, чтобы они подбросили колбасу или сыр. Маму это унижало. К тому же она считала, что на рынке продается более качественная продукция. С утра давала указания, что купить - мне или Шуре, своей помощнице и подруге. Шура помогала готовить, убирать, организовывать приемы гостей. Сама мама в еде была очень непритязательна - с утра творожок, в обед - бульончик.
- Клавдия Ивановна жалела о чем-нибудь?
- Людям, которые оставили после себя такой яркий след, не о чем жалеть. Пожалуй, единственное, что ее угнетало - она не была окружена тем комфортом, который заслуживала. Вечные проблемы с квартирой, бесконечные обмены. Когда переехали из Ленинграда в Москву, всеми правдами и неправдами добились отдельной жилплощади. Но все равно это не была квартира ее уровня. Хотя к роскошной жизни мама никогда и не стремилась. Жила без личной машины, на концерты ее возила служебная. По городу передвигалась обычно на метро. Рассказывала, что таксисты, узнав ее, готовы были домчать в любую точку города бесплатно.
- Об увлечении Шульженко антиквариатом ходят легенды.
- Она обожала и очень ценила старину. С Лидией Руслановой ходила в "Бронзу" - такой магазин, там было много старинных люстр, зеркал, картинных рам... Это великолепие потом появлялось у нас дома. А после войны найти антиквариат стало очень сложно.
- Клавдия Ивановна всегда выглядела потрясающе.
- Да, она очень трепетно относилась к своей внешности. Не пользовалась нашей парфюмерией, признавала только французскую - специально заказывала ее. Тратила на косметику колоссальные деньги.
- В одежде тоже были какие-то предпочтения?
- Выбирала только то, что ей подходило. Боялась показаться безвкусной - мол, надела неизвестно что, хоть и модно. В одежде придерживалась в основном английского стиля - строгого и элегантного. Костюмы заказывала Ефимовой, лучшей портнихе Москвы, которая обшивала многих партийных жен. За все платила сама. "Москонцерт", с которым у мамы был заключен контракт, тоже мог одевать ее, причем совершенно бесплатно. Но когда она видела ткани и костюмы, которые шили в мастерских "Москонцерта", приходила в ужас.
- Говорят, последние годы жизни Шульженко превратились в борьбу с болезнями.
- Мама мало говорила о своих болячках. Но она действительно много болела - проблемы с сердцем. На свое 70-летие вышла на сцену в Колонном зале Дома союзов последний раз. И на том концерте поклонилась по-своему, по-шульженковски - до земли. Все были поражены - пожилая женщина, после болезни... Но она именно так благодарила людей за любовь и внимание к себе.
Любовь и смерть
Первым избранником ее сердца был харьковский поэт Иван Григорьев. Она жила с ним несколько лет, даже носила его обручальное кольцо, но официально замужем за Григорьевым не была. Поэт называл ее Куней. Затем певица увлеклась музыкантом и куплетистом Владимиром Коралли. Тот буквально отбил Шульженко у Григорьева, угрожая браунингом.
Их брак с Коралли продлился 25 лет, у них был сын Гоша, но все кончилось разводом, после которого актриса потеряла квартиру и оказалась в маленькой комнатке коммуналки. За годы брака и Коралли, и Шульженко не раз изменяли друг другу, их союз был скорее творческим, чем сердечным. Ходила даже эпиграмма: "Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней - Коралли".
Во время войны, выступая как-то в госпитале, Шульженко вдруг услышала из-под бинтов обгоревшего танкиста голос: "Кунечка!". Это был Григорьев, через несколько часов он умер от ран.
После развода с Коралли в жизни актрисы появился ее давний воздыхатель - кинооператор Георгий Епифанцев, моложе ее на 12 лет. Ради Шульженко он бросил семью, но официально свой брак они так и не зарегистрировали. Певица страшно ревновала Епифанцева, часто случались ссоры, и после восьми лет совместной жизни они расстались навсегда.
Она умерла в июле 1984 года. В день ее похорон шел дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце. Через 12 лет рядом с ее могилой, по его просьбе, был похоронен Владимир Коралли. А еще через год, в день рождения Клавдии Шульженко, умер одинокий Георгий Епифанцев. Говорят, на Новодевичьем кладбище у памятника великой артистке чьи-то заботливые руки всегда кладут синий платочек.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
Клавдия Ивановна Шульженко - эстрадная певица, актриса театра и кино - родилась 24 марта 1906 года в Харькове. Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н.Л.Чемизова. В 1923 году начала работать в Харьковском драматическом театре и в том же году дебютировала как певица. В 1927 г. композитор Юлий Мейтус специально для Шульженко написал несколько новых произведений ("Красный мак", "Красная армия", "Гренада"), которые вскоре стали популярными. Весной 1928 года Шульженко отправляется в Ленинград, где принимает участие в концерте в Мариинском театре. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе "100 минут репортера" в январе 1929 года дирекция Ленинградского мюзик-холла приглашает Клавдию Шульженко вступить в труппу театра. В 1929 г. Шульженко гастролирует в Киеве и Нижнем Новгороде. Вместе со многими известными артистами принимает участие в программе "Аттракционы в действии". После резкой критики со стороны репертуарного комитета решает испытать себя в новом жанре. С помощью этнографа Э. Паперной отбирает несколько народных песен для новой программы: украинские "И шуме, и гуде", а также "Распрягайте, хлопцы, коней", русскую "Две кукушечки", немецкую "Левый марш" (на стихи В.В.Маяковского) и др.В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В. Коралли. В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. С 1950 года сотрудничает с И.Дунаевским, который пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для фильма с участием Шульженко "Веселые звезды". В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в Москве.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz