UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 14 февраля 2004 года №22-23



Ад в метро
"Я 20 метров шел сквозь кровь, куски плоти"


Михаил ехал в четвертом вагоне поезда, он рассказывает, что второй вагон разворотило полностью. Вагон был набит битком: все готовились выйти на кольцевой станции метро. Парень говорит, что второй вагон "сыграл роль как бы живого щита: взрывная волна завязла в толпе". Если бы теракт был совершен не в самый час пик, пострадавших от взрыва было бы больше. "Двери второго вагона распахнуты, как крылья бабочки. Внутрь смотреть просто страшно". По его впечатлению, "не 30 погибших, а гораздо больше".
Очень близко к эпицентру взрыва находилась Анна Эммануиловна. Она сидела в третьем вагоне. Вот что она рассказала: "Сначала все услышали хлопок. Я сидела, но молодой человек, который ехал со мной, стоял, он сказал, что через стекло выкинуло девушку. Огня я не видела. Сразу повалил очень едкий дым. В нашем вагоне были офицеры. Молодцы, они помогли не допустить паники. Погибших я, кажется, не видела. Когда выходили, мне сказали: осторожно, тут лежит что-то. Кажется, это был кусок вагона. Мы до перрона шли где-то полчаса по задымленному туннелю. Страшно не было: умру так умру. Было обидно. Я хочу уехать из этой страны".
"Многим пассажирам, эвакуированным из поезда, помощь оказывалась амбулаторно", - рассказала врач "скорой помощи". Женщина, которой она оказывала первую помощь, говорила: "После громкого хлопка мне в лицо полетело что-то мягкое. У меня загорелись волосы".
Александр Шушпанов пишет на своей Интернет-страничке в "Livejournal", как он ехал в том же поезде: "После отправления поезда со станции "Автозаводская" прошла, наверное, всего минута в пути по туннелю, как где-то впереди раздался взрыв (не очень громкий), в этот момент порывом ветра принесло тучу желтоватого дыма и из перебитых кабелей с двух сторон вагона посыпались искры. Поезд шел еще где-то метров 50, потом встал. Дыма было столько, что резало глаза... Вижу, передо мной - переговорное устройство "пассажир-машинист". Нажимаю кнопку, говорю, что дыма очень много, в таком-то вагоне. Машинист отвечает, что все под контролем и сейчас будет организована эвакуация. Снимаю с себя шапку, пардон, писаю в нее, и дышу через нее, сложенную вдвое. Точно так, как учили в МЧС. Кое-кто следует моему примеру. Присаживаюсь на корточки, рекомендую людям вокруг сделать то же самое. Сидим. Слышим жуткие крики впереди. Через пару минут машинист говорит, что контактный рельс обесточен, открывает двери, говорит, чтобы все выходили и шли в сторону "Автозаводской". Спрыгиваю на рельсы, помогаю спуститься какой-то женщине, прохожу чуть вперед. Толпа стоит как справа, так и слева от поезда. Народ паникует, типа, "сейчас все задохнемся тут!". Женщина, которой я помог спуститься из вагона, начинает кричать, что идти надо не назад (к "Автозаводской"), а вперед. Орет, что сейчас все погибнут. Поворачиваюсь к ней и выдаю какую-то жуткую матерную конструкцию, которая завершается словом "успокойтесь". И ведь успокоилась! Народ начинает двигаться, идем к станции. Сразу за поездом дым рассеивается, туннель уже освещен лампами по стенам, и мы идем по шпалам, хрустя стеклами; валяются какие-то куски железа. И вот здесь начался ад. За 50 метров от поезда назад по туннелю, я метров 20 шел сквозь кровь, мясо, сквозь куски плоти. Я даже не буду это описывать. Незачем. Это было жутко".
Как рассказал очевидец Вячеслав Дьяченко, который ехал на работу в предпоследнем вагоне поезда, поезд остановился в туннеле спустя секунды после взрыва. "Проехав лишь треть пути до "Павелецкой", поезд дернулся, послышался скрежет металла о металл, звон стекла, в нос мгновенно ударил запах горелой пластмассы, сразу погас свет, и состав встал, - сказал он ИТАР-ТАСС. - Тут же загорелся аварийный свет". По его словам, пассажиры сразу поняли, что это не просто авария. "Взрыв!" - закричали все. Послышались женские крики, плач, а мужчины стали вызывать по прямой связи машиниста, требуя "протащить поезд до станции и открыть двери". Дьяченко вспомнил, что машинист призвал людей не паниковать и открыл двери сначала с одной, затем с другой стороны. "Всем без паники, выходить с правой стороны и идти по путям в сторону "Автозаводской", - передает Дьяченко слова машиниста.
Владимир Горелов, машинист поезда будет представлен к государственной награде. Об этом сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. "Я подписал соответствующее ходатайство, - отметил он. - Но степень награды определяю не я. Если бы не действия машиниста, жертв могло быть больше".
Люди просто испарялись
39 погибших - это те, чьи тела удалось вынести. Точное число погибших при взрыве не будет установлено никогда. По словам профессора Российского центра судмедэкспертизы Павла Иванова, в результате взрыва "люди просто испарялись". "В эпицентре взрыва люди испарились, то есть от человека ничего не осталось. Брызги на стенах туннеля. И сколько людей было дисперигировано на мелкие капли, мы не знаем. Может, и с десяток человек. Есть, наоборот, заявления о пропавших людях, от которых ничего не найдено. Видимо, они находились в эпицентре взрыва. К тому же поиск останков затруднен. В случае с жилыми домами скелетированные останки эксперты находили через несколько месяцев после теракта. А в туннеле работали всего несколько часов", - сказал профессор Иванов.
Побывавший на месте трагедии корреспондент "Коммерсанта" передал, что число жертв может достичь ста человек. Один из санитаров сказал ему, что "целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же". Приблизительно то же сказал "Газете" один из медиков, который участвовал в извлечении останков погибших пассажиров: "Дай Бог, если жертв окажется меньше ста". По его словам, второй вагон превратился в кровавое месиво. Кроме того, множество тел и останков, выброшенных взрывной волной из поезда, лежали в туннеле.
"Мы пробыли в прокуратуре три часа - пытались что-нибудь узнать о моей жене Наташе, - рассказал "Газете" Андрей, приехавший в прокуратуру вместе с родителями супруги. - Здесь мы составили ее точное описание, во что была одета, какие документы и ценности при ней находились. Теперь сказали ждать - вызовут". По словам одного из сотрудников отдела, в один день к следователям пришли около 50 человек. В основном родственники раненых. В их числе и пожилая супружеская пара, чья дочь сейчас находится в клинике. "Слава Господу, с Наташенькой ничего страшного. Сейчас в больнице, чувствует себя хорошо. Но во всем этом кавардаке она потеряла все свои документы", - рассказал отец Натальи.
Это редкая история со счастливым концом. А вот другая, помещенная неизвестным человеком на Интернет-сайте.
"Рок. Сегодня, во время теракта на Павелецкой погибла удивительно тонкая и талантливая скрипачка, которой прочили огромное будущее. А чуть больше года назад ее жених (свадьба должна была состояться через неделю) погиб в "Норд-Осте". А дома ее ждет полугодовалый сын, кода жених погиб, она была беременна. Вот такая вот жизнь у нас... Плакать - глупо, смеяться - грешно. Остается только продолжать жить ради тех, полугодовалых, которые остались одни..."
Прокуратура возбудила уголовное дело по факту взрыва по статьям 205 (терроризм) и 105 (убийство) УК РФ.
В теле погибшего нашли батарейку и тумблер
Определенные успехи у спецслужб уже есть. Во-первых, они окончательно установили, как было приведено в действие взрывное устройство. В теле одного из погибших были обнаружены батарейка и тумблер с незначительным фрагментом электропровода. В ФСБ уверены, что это часть взрывного устройства, прямо указывающего на то, что его подорвал террорист или террористка-смертница. Однако установить, мужчина это был или женщина, на данный момент невозможно, поскольку террориста буквально разорвало, а его останки перемешались с останками людей, находившихся в непосредственной близости от места взрыва.
Один из специалистов, обследовавших пострадавший вагон, неожиданно сделал вывод, что в нем могла сработать даже не одна, а две бомбы, причем одновременно. Это подтверждается и данными видеосъемки. Кадры зафиксировали двух человек кавказской наружности - мужчину и женщину, входивших во второй вагон поезда на "Автозаводской" с двумя большими чемоданами. По данным "Коммерсанта", среди вещей погибших пассажиров обнаружили обгоревшую книгу, возможно, ваххабитского содержания, - "Путь к Аллаху". Однако оснований утверждать, что она принадлежала террористу, пока нет.
Хотя в ФСБ основной называют версию о теракте с использованием смертника, отрабатываются по крайней мере еще две. По одной из них, сумка с бомбой, оснащенной часовым или электронным замедлителем, была оставлена террористами в вагоне метро. Взрыв же мог произойти, когда кто-то из пассажиров поднял ее (точно установлено, что бомба сработала в 40-50 см от пола). Не исключается также, что взрыв был случайным: у кого-то из пассажиров то ли из-за неосторожного обращения, то ли от тряски сработала взрывчатка, которую он перевозил.
Экспериментальным путем удалось уточнить мощность самодельной бомбы. Сейчас взрывотехники ФСБ уверены, что мощность взрывного устройства не превышала 2,5 кг в тротиловом эквиваленте (ранее говорилось о 5 кг). Что касается состава взрывчатки, то это была смесь селитры и тротила, к которой для повышения детонации был добавлен гексоген. Подобная смесь уже применялась террористами, в частности для подрывов электричек в прошлом году в Ставропольском крае.
О теракте предупреждали
Министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания заявил в понедельник в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что посольство России в Грузии получило предупреждение о терактах накануне взрыва в метро. Он рассказал, что 5 февраля в посольство России в Грузии пришел балкарец, который сообщил, что в России произойдут два теракта. По его словам, он месяц провел в Абхазии, где его "завербовали абхазские спецслужбы". После этого он получил указание приехать в Панкиси, где он встретился с "двумя-тремя чеченцами".
5 февраля он пришел в посольство России в Грузии, где потребовал встречи с представителями ФСБ и сказал, что 6 февраля состоится первый теракт в России, а "через два-три дня состоится теракт в Ставропольском крае на рынке". По словам задержанного, он должен был сказать представителям ФСБ, что исполнителями теракта будут чеченцы, с которыми он встречался, подчеркнул Хабурдзания. По словам министра, балкарец задержан спецслужбами РФ и дает показания.
Однако, как передает НТВ, в России к полученной информации отнеслись серьезно. Рынок в Пятигорске, где предположительно должен был произойти теракт, на всякий случай закрыли. Что касается Москвы, то, как заметили жители столицы, накануне теракта в метро были усилены наряды милиции, на выходах из подземки патрули усиленно проверяли документы подозрительных граждан.
Но это никого не уберегло.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
По официальным данным, в результате взрыва, который произошел 6 февраля в вагоне московского метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" 39 человек погибли, 134 человека ранены, в том числе один ребенок. 21 раненый - в тяжелом состоянии. Фрагменты тел предстоит идентифицировать. В момент взрыва в туннеле метро находилась бригада ремонтников, которые также погибли в результате взрыва. Число человек, входивших в бригаду, выяснить пока не удалось. Поезд двигался в сторону центра. Взрыв произошел примерно в 8:30 утра во втором вагоне в 500 метрах от станции "Автозаводская". Состав двигался еще 500 метров, затем остановился. Он не доехал до станции около 300 метров. Всего в поезде 8 вагонов. Взрывом повреждены 1-й и 2-й вагоны. 3-й вагон деформировался при экстренном торможении. Всего в составе электропоезда, в вагоне которого произошел взрыв, было до 1500 человек. Эвакуация живых людей к 10:15 утра была завершена. На поверхность были выведены около 700 человек. Правительство Москвы выплатит компенсацию в 100 тыс. рублей семьям погибших в результате теракта в московском метро, всем пострадавшим будет выплачено по 50 тыс. рублей.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz